Предоставление услуг здравоохранения в РФ формируется на базе медицинского страхования, в котором соблюдаются права и обязанности застрахованных лиц. Чтобы поддержать здоровье человека при страховом случае, в систему ОМС включен достаточный ассортимент медицинского обслуживания. Государство считается сильным не только по политическим приоритетам, но и когда население страны защищено на социальном уровне, гражданам доступна помощь врачей вне зависимости от статуса.
Право на выбор медицинской организации
Под обязательным медицинским страхованием следует понимать бесплатное оказание врачебной помощи в совокупности с профилактическими мероприятиями, которые регламентирует действующее законодательство. Гарантом равных возможностей страхования служит Конституция РФ ст. 41.
При заключении договора ОМС, клиенты в добровольном порядке выбирают поликлиники, лечебные заведения. Это решение можно изменить раз в год. Исключением из законодательных правил служит переезд пациента на другое место проживания. В этом случае, застрахованные лица имеют право еще раз поменять клинику, только с учетом территориального распределения медиков по предоставлению специализированных видов лечения.
Когда у больного присутствуют хронические заболевания, он определяется с конкретной лечебницей. В регионе может функционировать несколько медучреждений по его профилю болезни.
Права застрахованных лиц
Обеспечение врачебного обслуживания человека с медицинской страховкой регламентировано ФЗ-326. Действие полиса ОМС распространено по всей России.
Документ выдают:
- работающим;
- безработным;
- иностранцам, беженцам;
- без ПМЖ и гражданства;
- в любом возрасте.
Гражданам и без документа предоставляется бесплатная медицинская помощь, если возникнет экстренная необходимость. Финансируется сервис здравоохранения из средств госбюджета.
Владелец полиса имеет право:
- Получить бесплатное лечение по базовой территориальной программе, установленной в регионе проживания.
- Выбрать страховую медицинскую организацию, подав заявление (образец).
- Заменить страховку раз в год. При переезде или прекращении договорных обязательств можно вновь заключить соглашение с другой страховой организацией.
- Выбирать доктора или клинику из участников программы здравоохранения в соответствии с нормами закона.
- Иметь доступ к достоверным сведениям от территориальных фондов о предоставлении медицинских услуг по видам и качеству.
Обязанности застрахованных лиц
В экстренных случаях больного доставит в больницу скорая помощь без предъявления полиса. Допустим, он находится в бессознательном состоянии или на улице его застал острый сердечный приступ.
При других обстоятельствах застрахованные лица обязаны:
- предъявлять страховку, обращаясь в лечебницу;
- действовать по нормативам, утвержденным для ОМС;
- сообщать об изменении персональных данных или месте проживания в течение 30 дней;
- выбрать страхователя по новому адресу или оформить другой документ при его ликвидации.
Какие гарантии в системе ОМС
Основную программу текущего года устанавливает, регулирует исполнение Правительство РФ. На основании базовых положений в каждом субъекте формируют территориальную систему со следующими видами бесплатной медицинской помощи населению:
- первичную;
- специализированную – лечат в больнице с использованием современных технологий, оборудования;
- скорую – при наличии экстренной необходимости при травме, отравлении, родах;
- паллиативную – могут оказать специалисты дома.
В первичный сервис включено обеспечение пациентов такими видами бесплатной медпомощи:
- профилактика, диагностика, лечение;
- реабилитация;
- наблюдение за беременностью.
По полису ОМС гарантия распространяется на следующие безвозмездные услуги:
- глазные операции при катаракте, глаукоме, деформации сетчатки, косоглазии;
- хирургические вмешательства в области носа при различных нарушениях дыхания, обоняния, отеков;
- диагностику – ЭКГ, УЗИ, МРТ, рентген;
- консультации специалистов;
- сбор анализов;
- обследование и лечение гинекологом, стоматологом.
Основные виды нарушений прав
Защитой прав застрахованного человека занимаются сотрудники Федерального фонда (ФФОМС). Ведомство выявляет нарушения, устраняет и наказывает врачей, если они:
- отказались лечить по программе ОМС;
- не осуществили экстренную помощь без полиса;
- не соблюдали сроки плановых обследований;
- требовали денег за медицинскую услугу, направление в больницу, выписку рецепта;
- предлагали продать медикаменты пациенту из стационара, которые назначил лечащий врач.
Когда в государственной больнице отказываются предоставить бесплатную медицинскую помощь в рамках программы ОМС, нужно взять письменное подтверждение главврача, чтобы подать жалобу на основе доказанных фактов. Для проверки противоправных действий проводят экспертизу КМП.
По заключению оценивают:
- назначения врачей, работу медперсонала;
- докторскую квалификацию;
- соблюдение нормативов.
Итоговый результат экспертов служит доказательством или опровержением нарушений со стороны сотрудников медицинского учреждения.