Лицензирование страховой деятельности – получение юридическим лицом разрешения на ведение профессиональной деятельности. Наличие разрешения удостоверяется лицензией (специальным документом, который выдается ответственными государственными службами). Лицензирование доступно для компаний, организаций. Физ. лицам в России запрещено работать в сфере страхования (самостоятельно оформлять страховки, выдавать полиса и оказывать иные услуги не от лица организации).
- Нужна ли лицензия на осуществление страховой деятельности?
- Какие виды страхования подлежат лицензированию?
- Кто выдает лицензию страховым компаниям?
- Порядок получения лицензии на страховую деятельность
- Требования и условия
- Куда обращаться?
- Список необходимых документов и стоимость
- Срок действия лицензии
- На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
- Особенности ограничения действия лицензии и её приостановления
- Видеофайлы
Нужна ли лицензия на осуществление страховой деятельности?
Лицензирование страховой деятельности в РФ – обязательное мероприятие, без прохождения которого запрещено начинать работу в сфере страхования. Если у страховой организации нет лицензии, то ей нельзя формировать денежно-материальные фонды, выдавать страховые полисы, принимать оплату от клиентов, вести иную работу в страховой отрасли.
Нормативно-правовые акты, порядок, принципы, особенности, цены, перечень услуг, обязанности и права сторон, а также другие нюансы, связанные с выдачей лицензии на осуществление страховой деятельности, прописаны в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», в главе №32. Вопросы лицензирования этой сферы также затронуты в нескольких Постановлениях российского Правительства, в приказах Министерства финансов.
Какие виды страхования подлежат лицензированию?
Согласно порядку лицензирования страховой деятельности, получение лицензии обязательно, если компания осуществляет работу по оказанию услуг в сфере личного, добровольного страхования, страхования имущества, ответственности.
В лицензии страховой компании, которую она получила от лицензирующих органов, перечислены виды страхования, в рамках которого страховщику официального разрешено оказывать услуги физ. и юр. лицам. Срок действия подобного разрешения ограничен (если требуется продление, необходима подача новой заявки со сдачей всей требуемой документации).
Нет необходимости получать лицензию некоторым страховым фирмам, которые оказывают услуги исключительно в следующих направлениях:
- анализ, изучение, прогноз, оценка страховых рисков;
- установление размеров причиненного ущерба, нанесенного вреда;
- определение размера денежной компенсации по выданным страховым полисам;
- оказание консультационной помощи частным лицам, организациям, предприятиям, муниципальным органам;
- проведение исследований.
Отдельно выделяется работа страховых брокеров и агентов. Лицензия страхового брокера выдается согласно ст. 32 ФЗ «Об организации страхового дела», аналогичное разрешение агентам получать нет необходимости. Брокер выступает в качестве независимого эксперта, который располагает сведениями по различным страховщикам и другим представителям отрасли. Со своими клиентами в области брокерской деятельности работает на основе заключенного договора, представляет их интересны, выполняет поручения.
Кто выдает лицензию страховым компаниям?
По условиям лицензирования страховой деятельности, подача заявки на получение соответствующего разрешения осуществляется в Центробанке РФ. Это основной и единственный в стране орган, занимающийся надзором за страховой деятельностью. Осуществляемый страховой надзор позволяет предупредить, обнаружить, пресечь нарушения регламентов, законодательно-нормативных и правовых актов (присутствуют полномочия и по применению мер государственного принуждения к соблюдению закона).
При необходимости, Центробанк РФ приостанавливает действие лицензий, делает их ограниченными, отзывает разрешения у юридических лиц.
По правилам Центробанка РФ, субъектами страховой деятельности являются:
- организации, оказывающие услуги в сфере страхования;
- компании, занимающиеся перестрахованием;
- объединения взаимного страхования;
- брокеры.
К функциям Центробанка РФ в области лицензирования также относят ведение госреестра субъектов, в котором содержится информация о названиях, руководящем составе, банковских и иных реквизитах, расположении, сведений о выданной лицензии, периоде ее действия.
Порядок получения лицензии на страховую деятельность
Лицензия дает право страховщику осуществлять страховую деятельность. Право предоставляется органом надзора – Центробанком России. При выдаче лицензии Центробанк РФ ограничивает возможность ведения профессиональной страховой деятельности для компании-заявителя только на определенной территории.
Требования и условия
Перед подачей заявления, подготовкой документов страховщик-соискатель лицензии должен проверить свою деятельность на соответствие основным требованиям (при их несоблюдении в выдаче разрешения будет отказано):
- официальная регистрация юридического лица в России;
- наличие уставного капитала, размер которого регламентирован Центробанком РФ (для каждого вида страхования устанавливается индивидуально);
- полное исполнение законодательно установленных нормативных отношений между собственными средствами страховой компании и предполагаемыми размерами полученных страховых премий;
- исполнение ограничений по параметрам уровня ответственности по перечню предполагаемых рисков.
Куда обращаться?
Ранее страховой надзор осуществлялся Федеральной службой страхового надзора (ФССН), но ее деятельность в 2011 году была упразднена, в результате чего все функции по выдаче лицензий на страхование имущества, жизни, ответственности и т. д. были переданы Центробанку РФ. Заявление и собранную документацию соискатели обязаны предоставить в местные региональные отделения этого органа.
Список необходимых документов и стоимость
Перечень требуемой документации, которую должен подготовить соискатель:
- заявление;
- чек об оплате госпошлины;
- устав;
- решение руководства компании об утверждении устава;
- информация об учредителях;
- документация, подтверждающая наличие уставного капитала в определенном законодательством размере (согласно предоставляемым в будущем услугам по страхованию);
- сведения о руководящем составе компании-соискателя;
- документация, которая подтвердит происхождение, законность имущества, которое соискатель вносит в уставной капитал;
- постановление о проведении внутреннего аудита;
- документация, подтверждающая соответствие компании-соискателя требованиям, которые предъявляются законодательством организациям, претендующим на получение лицензии;
- бизнес-план, который был утвержден на учредительном совещании.
Срок действия лицензии
При оформлении заявки на лицензию, соискатель может выбрать, какой тип разрешения он будет получать: временный или с неограниченным сроком действия. В первом случае есть возможность запросить разрешение, которое будет действовать ограниченный срок (например, 3 месяца, 1 год и т. д.). Во втором случае документ выдается со сроком действия 3 года. По истечению этого времени требуется провести процедуру переоформления.
На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:
- сдача неполного пакета требуемой документации;
- несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
- наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
- несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
- несоответствие устава законодательным требованиям;
- отсутствие факта оплаты госпошлины;
- несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.
Особенности ограничения действия лицензии и её приостановления
Центробанк РФ ограничивает лицензию в ситуациях, которые предусмотрены ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» в п. 4 ст. 32.5-1. Ограничение также выставляется надзорным органом, если компания уклоняется от получения предписания со стороны государственного ведомства.
Основные причины:
- ненадлежащее исполнение требований надзорного ведомства;
- отсутствие у компании финансовой устойчивости, низкий уровень платежеспособности;
- предоставление в государственное ведомство недостоверной информации от своей деятельности;
- совершение любых действий, которые угрожают правам и интересам застрахованных лиц, выгодоприобретателей, дестабилизируют финансовый рынок.
Орган страхового надзора имеет широкие полномочия в сфере временного или постоянного ограничения деятельности страховых организаций, которым была выдана соответствующая лицензия.
При необходимости, вводятся следующие ограничения (с учетом степени выявленного нарушения):
- введение запрета в отношении компании на предоставление ряда страховых услуг;
- введение ограничений (по срокам действия, по суммам, по типу клиентов и т. д.) в отношении компании на предоставление определенных услуг;
- ограничение действия разрешения;
- временная приостановка действия разрешения.
В России лицензию на ведение профессиональной деятельности в сфере страхования могут получить только юридические лица, страховые брокеры. Порядок получения документа предусматривает обращение, подачу заявления и сдачу документов в основной орган надзора в сфере лицензирования – Центробанк РФ. Стоимость лицензирования ограничивается величиной госпошлины.