Особенности морского страхования

морское страхование Виды страхования

Морские перевозки являются наиболее прибыльным и безопасным способом транспортировки крупных партий грузов на большие расстояния. Однако, данный вид деятельности связан с большим количеством потенциальных рисков технического, природного характера, а также влияния человеческого фактора. Морское страхование, история которого насчитывает несколько столетий, призвано полностью или частично компенсировать потери, которые заинтересованные стороны могут понести в процессе перемещения как самих судов, так и товаров, являющихся объектом торговых сделок.

Морское страхование — что это

что такое морское страхование

Страхование морских судов — это особый вид финансово-юридической деятельности, в которой участвуют две стороны, каждая из которых имеет свой материальный интерес. В соответствии с оформляемым ими договором, страховая компания за внесенные клиентом деньги, обязуется возместить ему убытки, понесенные в результате несчастных случаев, перечень которых оговаривается в каждом отдельном случае.

Страхование морских перевозок относится к имущественному виду и закреплено в России на законодательном уровне, имеет статус международного права. Определяющее влияние на его формирование оказала наработанная в Англии правовая база, которая начала действовать еще в 13 веке.

Так, данный вид деятельности регламентируется такими нормативными актами:

  • кодекс торгового мореплавания;
  • закон «Об организации страхового дела»;
  • гражданский кодекс.

Объектом договора может быть судно, товар, экипаж, а также возможная упущенная прибыль. Причинами для признания случая страховым выступают погодные условия, преступный умысел, неосторожные действия третьих лиц. Законодательством не предусмотрено жестких ограничений в отношении перечня рисков, но четко определены обязанности сторон соглашения.

Так, в соответствии с международным правом морского страхования, на страхователя возлагаются следующие обязанности:

  • предоставление полной и достоверной информации об объекте страхования, а также об изменениях в его отношении;
  • своевременное внесение оговоренных взносов, которые являются условием вступления договора в силу и пролонгации его действия;
  • своевременное извещение страховщика о наступлении чрезвычайной ситуации, выполнение его требований о последующих действиях;
  • соблюдение правил обращения с техникой и грузом, принятие мер по недопущению материального ущерба.
Статья по теме:  Что собой представляет социальное страхование в России и какие фонды в него входят

В соответствии с нормами морского права, страховщик обязан:

  • выплачивать покрытие при возникновении материального ущерба при соответствии ситуации условиям договора;
  • возмещение расходов на проведение спасательных мероприятий, услуги экспертов, а также других работ, выполненных клиентом для локализации последствий происшедшего.

Обратите внимание! Особенности морского страхования заключаются в том, что соглашение может заключаться с несколькими компаниями. При этом допускается практика, что общая сумма выплат превышает стоимость имущества.

Виды морского страхования

виды морского страхования

Условия морских перевозок, особенности грузов и характеристики судов отличаются многообразием и неоднозначностью. Исходя их этого, выбор вида договора международного морского страхования груза может проводиться по различным условиям, лучше всего подходящим к отдельной ситуации.

Международное право включает следующие виды страхования судов и покрытия текущих расходов:

  1. СИФ. Продавец несет расходы за подготовку товара к перемещению, его упаковку, перевозку, погрузку, оплату пошлин и, в заключение, оформляет страховку. После этого груз становится собственностью покупателя. Отправитель получает деньги и слагает с себя всю ответственность.
  2. КАФ. Продавец оплачивает все издержки по фрахту (подготовку товара, его транспортировку, загрузку и оплату перевозки). Страхование морских грузоперевозок осуществляет покупатель.
  3. ФОБ. Реализатор берет на себя издержки по доставке и погрузке материальных ценностей. Получатель оплачивает страховку и перевозку.
  4. ФАС. Отправитель доставляет товар на пирс и извещает об этом покупателя. Дальнейшие действия — фрахт, погрузка, подсчеты и страхование, проводит покупатель.

Обратите внимание! Несмотря на то, что такие виды страхования судов являются общепринятыми в мировой практике, условия их заключения могут варьироваться по согласованию сторон, участвующих в сделке.

Содержание и основные условия

морское страхование, содержание и основные условия договора

Составление договора международного морского страхования груза является сложной имущественной процедурой, требующий участия опытных юристов. Такие специалисты есть в штате средних и крупных перевозчиков, работающих в сфере перевозок на постоянной основе.

Статья по теме:  Что такое смешанное страхование жизни и его особенности

Так, соглашения по страхованию судов должны включать следующие аспекты:

  • место и время оформления договора;
  • информация о судне — название, дата изготовления, водоизмещение, основные технические характеристики;
  • условия замены застрахованного товара;
  • реквизиты документов на груз, его краткое описание;
  • порт отправления и назначения;
  • наименование груза, вид его упаковки;
  • количество используемых трюмов, отсеков, площади палубы;
  • срок и место подачи морского судна к причалу;
  • оценочная стоимость груза;
  • сумма страховки, которая устраивает все стороны сделки;
  • порядок и условия проведения расчетов.

Важно! Клиент обязан предоставить страховщику подлинную и достоверную информацию. В противном случае соглашение может быть признано ничтожным, а в выплатах будет отказано.

Договор международного морского страхования груза

Определение понятия и содержания договора морского страхования регламентируется Кодексом торгового мореплавания (ст. 246), в соответствии с данным нормативным актом документ оформляется в письменном виде, после согласования с правовыми и юридическими отделами всех сторон контракта заносится в единый реестр.

В договоры страхования судов включаются следующие пункты:

  • предмет соглашения, то есть товар, подлежащий защите;
  • перечень страховых случаев, при возникновении которого должно быть выплачено возмещение;
  • размер страховой премии;
  • сумма компенсации, которая не должна быть больше реальной цены товара;
  • лицо (выгодоприобретатель), который получает право на получение возмещения;
  • информация о рисках, связанных с особенностями груза, маршрута и прочие детали, которые имеют значение для страховщика.

Обратите внимание! По результатам соглашения оформляется декларация или генеральный полис. По одному экземпляру документа получают все стороны контракта.

Что может быть объектом страхования

что может быть обьектом морского страхования

В соответствии с международным морским правом, объектом договора моет быть любой материальный интерес, который свойственен торговому судоходству.

Соглашения страхования судов включают следующие виды покрытия:

  • транспорт — все типы самоходных и несамоходных плавательных средств, в том числе и те, что находятся на стадии строительства и ходовых испытаний;
  • грузы — внесенные в декларацию товары, входящие в список разрешенных для поставок и не подпадающие под санкции;
  • фрахт — страхуется внесенная за перевозку оплата;
  • потенциальная прибыль перевозчика за транспортировку груза;
  • гражданская ответственность за допущенные зафрахтованным судном аварийные ситуации, повлекшие за собой материальный ущерб и человеческие жертвы;
  • банкротство одной из сторон сделки и последующее прекращение перечислений по одной из статей;
  • риски, которые дополнительно берет на себя страховщик, принимая ответственность за связанные с определенной опасностью плавания.
Статья по теме:  Особенности сельскохозяйственного страхования

Обратите внимание! При определении объектов страхования учитывается возможность непреодолимых природных бедствий, захват трнспорта, хищения и аварии вследствие отказа корабельного оборудования.

Расчеты для организации

Размеры покрытия страхования судов в России и за рубежом разрабатываются согласно стандартов, которые рекомендует Институт лондонских страховщиков. В договор включены выплаты, объем которых определяется величиной риска, связанного с характером груза и его транспортировкой.

Различают такие виды тарифов:

  1. За любые риски. Сюда включаются войны, забастовки, пираты, арест имущества, грызуны и насекомые, экономические кризисы, нарушение правил перевозки.
  2. Только аварии. Страховке подлежат не сами события, а материальные убытки от разрушения техники, порчи груза, проведения спасательных и транспортировочных работ.

Международным правом предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты компенсации при порче имущества, его исчезновения, гибели персонала. К ним относятся атомные взрывы, радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение.

Страхование морских перевозок — это сложное направление морского права, требующее углубленной юридической подготовки. Однако, знание вопроса позволяет находить оптимальные решения, приносящие максимальную выгоду.

Видео по теме статьи

Похожие статьи

Рейтинг публикации
( Пока оценок нет )
Gidpostrahovke.ru
Добавить комментарий

Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса. Это защита от ботов. Если вы не бот, нажмите "Продолжить"