Морские перевозки являются наиболее прибыльным и безопасным способом транспортировки крупных партий грузов на большие расстояния. Однако, данный вид деятельности связан с большим количеством потенциальных рисков технического, природного характера, а также влияния человеческого фактора. Морское страхование, история которого насчитывает несколько столетий, призвано полностью или частично компенсировать потери, которые заинтересованные стороны могут понести в процессе перемещения как самих судов, так и товаров, являющихся объектом торговых сделок.
Морское страхование — что это
Страхование морских судов — это особый вид финансово-юридической деятельности, в которой участвуют две стороны, каждая из которых имеет свой материальный интерес. В соответствии с оформляемым ими договором, страховая компания за внесенные клиентом деньги, обязуется возместить ему убытки, понесенные в результате несчастных случаев, перечень которых оговаривается в каждом отдельном случае.
Страхование морских перевозок относится к имущественному виду и закреплено в России на законодательном уровне, имеет статус международного права. Определяющее влияние на его формирование оказала наработанная в Англии правовая база, которая начала действовать еще в 13 веке.
Так, данный вид деятельности регламентируется такими нормативными актами:
- кодекс торгового мореплавания;
- закон «Об организации страхового дела»;
- гражданский кодекс.
Объектом договора может быть судно, товар, экипаж, а также возможная упущенная прибыль. Причинами для признания случая страховым выступают погодные условия, преступный умысел, неосторожные действия третьих лиц. Законодательством не предусмотрено жестких ограничений в отношении перечня рисков, но четко определены обязанности сторон соглашения.
Так, в соответствии с международным правом морского страхования, на страхователя возлагаются следующие обязанности:
- предоставление полной и достоверной информации об объекте страхования, а также об изменениях в его отношении;
- своевременное внесение оговоренных взносов, которые являются условием вступления договора в силу и пролонгации его действия;
- своевременное извещение страховщика о наступлении чрезвычайной ситуации, выполнение его требований о последующих действиях;
- соблюдение правил обращения с техникой и грузом, принятие мер по недопущению материального ущерба.
В соответствии с нормами морского права, страховщик обязан:
- выплачивать покрытие при возникновении материального ущерба при соответствии ситуации условиям договора;
- возмещение расходов на проведение спасательных мероприятий, услуги экспертов, а также других работ, выполненных клиентом для локализации последствий происшедшего.
Виды морского страхования
Условия морских перевозок, особенности грузов и характеристики судов отличаются многообразием и неоднозначностью. Исходя их этого, выбор вида договора международного морского страхования груза может проводиться по различным условиям, лучше всего подходящим к отдельной ситуации.
Международное право включает следующие виды страхования судов и покрытия текущих расходов:
- СИФ. Продавец несет расходы за подготовку товара к перемещению, его упаковку, перевозку, погрузку, оплату пошлин и, в заключение, оформляет страховку. После этого груз становится собственностью покупателя. Отправитель получает деньги и слагает с себя всю ответственность.
- КАФ. Продавец оплачивает все издержки по фрахту (подготовку товара, его транспортировку, загрузку и оплату перевозки). Страхование морских грузоперевозок осуществляет покупатель.
- ФОБ. Реализатор берет на себя издержки по доставке и погрузке материальных ценностей. Получатель оплачивает страховку и перевозку.
- ФАС. Отправитель доставляет товар на пирс и извещает об этом покупателя. Дальнейшие действия — фрахт, погрузка, подсчеты и страхование, проводит покупатель.
Содержание и основные условия
Составление договора международного морского страхования груза является сложной имущественной процедурой, требующий участия опытных юристов. Такие специалисты есть в штате средних и крупных перевозчиков, работающих в сфере перевозок на постоянной основе.
Так, соглашения по страхованию судов должны включать следующие аспекты:
- место и время оформления договора;
- информация о судне — название, дата изготовления, водоизмещение, основные технические характеристики;
- условия замены застрахованного товара;
- реквизиты документов на груз, его краткое описание;
- порт отправления и назначения;
- наименование груза, вид его упаковки;
- количество используемых трюмов, отсеков, площади палубы;
- срок и место подачи морского судна к причалу;
- оценочная стоимость груза;
- сумма страховки, которая устраивает все стороны сделки;
- порядок и условия проведения расчетов.
Договор международного морского страхования груза
Определение понятия и содержания договора морского страхования регламентируется Кодексом торгового мореплавания (ст. 246), в соответствии с данным нормативным актом документ оформляется в письменном виде, после согласования с правовыми и юридическими отделами всех сторон контракта заносится в единый реестр.
В договоры страхования судов включаются следующие пункты:
- предмет соглашения, то есть товар, подлежащий защите;
- перечень страховых случаев, при возникновении которого должно быть выплачено возмещение;
- размер страховой премии;
- сумма компенсации, которая не должна быть больше реальной цены товара;
- лицо (выгодоприобретатель), который получает право на получение возмещения;
- информация о рисках, связанных с особенностями груза, маршрута и прочие детали, которые имеют значение для страховщика.
Что может быть объектом страхования
В соответствии с международным морским правом, объектом договора моет быть любой материальный интерес, который свойственен торговому судоходству.
Соглашения страхования судов включают следующие виды покрытия:
- транспорт — все типы самоходных и несамоходных плавательных средств, в том числе и те, что находятся на стадии строительства и ходовых испытаний;
- грузы — внесенные в декларацию товары, входящие в список разрешенных для поставок и не подпадающие под санкции;
- фрахт — страхуется внесенная за перевозку оплата;
- потенциальная прибыль перевозчика за транспортировку груза;
- гражданская ответственность за допущенные зафрахтованным судном аварийные ситуации, повлекшие за собой материальный ущерб и человеческие жертвы;
- банкротство одной из сторон сделки и последующее прекращение перечислений по одной из статей;
- риски, которые дополнительно берет на себя страховщик, принимая ответственность за связанные с определенной опасностью плавания.
Расчеты для организации
Размеры покрытия страхования судов в России и за рубежом разрабатываются согласно стандартов, которые рекомендует Институт лондонских страховщиков. В договор включены выплаты, объем которых определяется величиной риска, связанного с характером груза и его транспортировкой.
Различают такие виды тарифов:
- За любые риски. Сюда включаются войны, забастовки, пираты, арест имущества, грызуны и насекомые, экономические кризисы, нарушение правил перевозки.
- Только аварии. Страховке подлежат не сами события, а материальные убытки от разрушения техники, порчи груза, проведения спасательных и транспортировочных работ.
Международным правом предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты компенсации при порче имущества, его исчезновения, гибели персонала. К ним относятся атомные взрывы, радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение.
Страхование морских перевозок — это сложное направление морского права, требующее углубленной юридической подготовки. Однако, знание вопроса позволяет находить оптимальные решения, приносящие максимальную выгоду.