Сегодня процессом страховании охвачено практически все население Российской Федерации, причем большинство неоднократно. ОСАГО должно быть у всех водителей транспортных средств, а без ОМС невозможно устроиться ни в какую организацию. Также в обязательном порядке защищаются профессиональные риски в промышленной и юридической сфере. Отношения подразумевают участия нескольких сторон, где главными фигурантами являются субъекты страхования. Это заинтересованные в сотрудничестве лица, имеющие определенный статус, права и обязанности. Количество сторон может быть разным, в зависимости от особенностей заключаемой сделки.
Понятие
Конечными участниками процесса заключения страхового договора являются двое — компания и клиент, заинтересованный в той или иной услуге. Суть программы заключается в том, что одна сторона платит другой за то, что она компенсирует ее издержки при наступлении определенного события. При этом, его наступление предсказать с высокой долей точности невозможно, в чем и заключается смысл системы. При этом, отношения строятся на таком понятии, как объект страхования. Это имущественные интересы страхователя, выражающиеся в ценностях материального, духовного характера, его жизни и состоянии здоровья.
В процессе подготовки и составления договора участвуют не только напрямую заинтересованные стороны, но и облаченными определенными полномочиями юридические лица. Их задачей является реклама продукции, определение объема и условий соглашения, техническое и правовое обеспечение процедуры, сопровождение договора и урегулирование страхового случая при его наступлении.
Так, в правовом поле действуют такие субъекты договора страхования:
- Страхователь. Лицо, имеющее свои интересы, нуждающееся в защите.
- Страховщик. Организация, получившая государственную лицензию на право заключения договоров.
- Застрахованный. Граждане, вписанные в соглашение в качестве лица, в отношении которого действует защита.
- Выгодоприобретатель. Субъект, которому делаются выплаты в случае смерти застрахованного лица при наступлении оговоренного события.
- Агент. Работник компании, в задачи которого входит распространение ее продукции на основании трудовых договоров.
- Брокер. Независимый представитель СК, имеющий право самостоятельно заключать договора и назначать за них свою цену.
- Аварийный комиссар. Специалист, определяющий причины, последствия и материальный ущерб при повреждениях имущества.
- Сюрвейер. Морской эксперт. Определяет степень ущерба при аварийных ситуациях с судами и перевозимыми ими грузами.
- Аджастер. Мастер по урегулированию спорных ситуаций, возникающих между сторонами соглашения по определению размера ущерба, правомерности претензий и прочим обстоятельствам.
- Андеррайтер. Является специальным субъектом в договоре страхования по анализу условий, рисков, их соответствию размерам премий и выплат.
Кто такой страховщик
Рассматривая вопрос, кто является субъектами страхования, следует изначально остановиться на таком фигуранте этого вида правовых и финансовых отношений, как страховщик. Это юридическое лицо (компания, акционерное общество, товарищество), которая создается на основе законодательства РФ. Организации осуществляют прямое, частичное и дублирующее страхование граждан, коллективов, коммерческих и государственных структур.
Признаки страховщика, как субъекта сотрудничества:
- юридический адрес;
- наличие пакета нормативных документов;
- уставной капитал;
- лицензия Центрального Банка РФ;
- штатное расписание;
- идентификационный номер плательщика налогов;
- регистрация в единых базах данных;
- сотрудничество с клиентами в форме письменных или электронных договоров с соответствующими реквизитами.
Понятие страхователя
Второй стороной процесса является страхователь. Это физическое или юридическое лицо, интересы которого подвергаются потенциальной опасности. К услугам страховщика данный субъект программы обращается вынужденно или добровольно. В первом случае это ОСАГО, ОМС, профессиональная ответственность и ипотека. Во втором — клиент сам определяет для себя перечень рисков и эквивалент их оценки в денежном плане. Смысл сотрудничества заключается в том, что страхователь формирует свои пожелания, а компания обозначает свои условия их выполнения.
Под данную категорию подпадают:
- водители транспортных средств;
- специалисты, деятельность которых может причинить материальный и моральный ущерб;
- коммерческие структуры;
- государственные предприятия;
- общества всех видов ответственности.
Кем является застрахованный
Под застрахованным подразумевается физическое лицо, идентификационные данные которого прописываются в договоре в качестве получателя компенсации в случае нарушения его имущественных и нематериальных интересов. При этом, застрахованный может быть и самим инициатором заключения соглашения, так и его пассивным участником. Так, дееспособные граждане могут включать в текст документов своих детей, родителей, прочих родственников и третьих лиц.
Права и обязанности
Во всех договорах прописываются такие разделы, как права и обязанности сторон. Это правовая норма, регламентированная государственными актами. Положения определяют возможности фигурантов влиять на условия соглашения в плане сроков, финансов, изменений определенных пунктов, прекращения сотрудничества. После подписания договора его стороны берут на себя обязательства по соблюдению всех его положений.
Страхователя
Основной задачей страхователя считается своевременное и полное внесение платежей.
Помимо этого он обязан:
- соблюдать правила использования объекта защиты;
- принимать меры по сохранению имущества, его порчи и уничтожения;
- устранять предпосылки наступления страхового случая;
- хранить учетную документацию, касающуюся предмета сделки;
- сообщать страховщику обо всех изменениях условий соглашения.
Права:
- получать компенсацию в пределах оговоренного размера;
- отписывать возмещение в пользу других граждан или организаций;
- досрочно расторгать соглашение в соответствии с нормами законодательства;
- требовать пеню при нарушении сроков рассмотрения заявления и выплат.
При нарушении страхователем своих обязательств компания может ввести против него штрафные санкции или расторгнуть договор без возврата премии.
Страховщика
Основная функция страховщика состоит в приеме обращений от клиентов и заключении с ними договоров в соответствии с действующими правовыми актами.
Другие обязанности:
- проводить выплаты при наступлении страховых случаев;
- принимать меры для поддержания денежных фондов на установленном уровне;
- соблюдать сроки ведения дел по урегулированию убытков;
- хранить в тайне полученную от клиентов конфиденциальную информацию;
- передавать данные о соглашения в единую базу данных;
- предоставлять полную и правдивую информацию контролирующим органам.
Права:
- требовать от клиентов полных и достоверных сведений относительно объекта защиты;
- устанавливать тарифы в рамках установленного коридора;
- применять повышающие коэффициенты при высоких уровнях рисков;
- проводить осмотр, оценку объекта, который берется под защиту;
- осуществлять собственные следственные действия для выяснения обстоятельств страховых случаев;
- предоставлять скидки и отсрочки платежей.
Деятельность страховщиков контролируется Центробанком, Роспотребнадзором и налоговой инспекцией.
Застрахованных лиц
Застрахованные субъекты обязаны сообщать в компанию данные относительно всех изменений в своем состоянии как личности и физиологического объекта. При наличии состояния дееспособности они имеют право отказаться от продолжения действия договора, а также назначить нового выгодоприобретателя в рамках условий соглашения.
У кого и как возникают отношения по социальному страховании
В соответствии с положениями закона № 165-ФЗ/1999 специальными субъектами в договоре социального страхования являются руководители организаций и работники, обязанные уплачивать страховые сборы. Суть отношений состоит в том, что трудящиеся заключают договоры и контракты с работодателями, а они в свою очередь с компаниями, имеющими соответствующие лицензии.
Таким образом, в процессе страхования участвует множество субъектов. Это необходимость, позволяющая данному правовому механизму работать четно и корректно.