На фоне экономической, политической нестабильности и пандемии, все большее количество простых граждан и предпринимателей склоняются к решению о страховании своего здоровья и материальных ценностей. Принятый на сегодня процесс страхования является одной из форм правовых отношений между несколькими сторонами, предназначенной к сведению к минимуму последствий тех или иных происшествий, риску которых в равной степени подвергаются физические и юридические лица.
Процесс страхования — что это
Правовая основа данной сферы экономики была заложена принятием Закона РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992 г «О страховании». Впоследствии документ неоднократно дополнялся и изменялся, но в целом сохранил изначальную структуру и направленность.
Под страхованием понимается область взаимно обязывающих отношений, целью которых является защита материальных интересов клиентов при наступлении в их отношении определенных ситуаций, в правовом поле именуемыми страховыми случаями.
Фонды, из которых проводятся выплаты, создаются за счет поступления взносов, государственного бюджета, инвестиций и прочих, предусмотренных законодательством источников. Сумма вложений гражданина всегда на несколько порядков меньше размера оговоренной компенсации. Баланс имущественных интересов сторон поддерживается за счет сопоставления и анализа стоимости и вероятности рисков по отношению к числу обращений. То есть, человек заключает сделку о том, что может случиться какое-то определенное событие, ему возместят ущерб, а за это он платит деньги, которые перечисляются в общий фонд. Если случай не наступает, то выплаты получает другой вкладчик.
Схема процесса страхования
Страхование является неотъемлемой части процесса производства. Оно подразумевает как компенсацию материального ущерба, так и вреда здоровью и жизни работников. Независимо от формы возмещения, всегда в нем участвуют деньги. Таким образом страховая отрасль относится к к сфере финансов.
В данной схеме принимают участие такие функциональные единицы:
- Страхователь. Физическое или юридическое лицо, официально заключающее соглашение по защите своих потенциальных потерь.
- Страховщик. Организационно-правовой субъект, действующий на основе лицензии. Осуществляет создание и распределение средств денежного фонда.
- Фонд. Денежный резерв, используемый для проведения выплат при возникновении оговоренных сторонами сделки событий.
- Интерес. Мера и степень оценки возможных рисков, при возникновении которых появляется материальный ущерб или имущественная ответственность перед третьими лицами.
Этапы процесса страхования
Страхование является многоэтапным процессом, проводящимся в определенной последовательности.
Состоит он из таких фаз:
- Маркетинг. Сбор информации о конъюнктуре рынка. Определение ближайшей и долгосрочной политики.
- Создание страховых продуктов. Услуги, которые за определенную плату предоставляются гражданам и организациям. Вырабатываются такие детали, как правила страхования, перечни рисков, размеры покрытия, франшизы и взносов.
- Подготовка специалистов. Обучение, набор агентов, брокеров, менеджеров, бухгалтеров и управленцев.
- Продажа полисов, заключение договоров. Осуществляться это может в офисе, путем свободного поиска, по интернету. Документальное оформление и регистрация сделок.
- Андеррайтинг. Рассмотрение франшиз и тарифов, заявленных рисков и прочих нюансов.
- Сопровождение договоров. Ведение бухгалтерского учета, пополнение резервов, контроль поступления взносов и состояния объектов защиты.
- Урегулирование убытков. Рассмотрение заявлений о страховых событиях, оценка ущерба, принятие того или иного решения, проведение выплат.
Разновидности процессов страхования
В своей деятельности компании разрабатывают продукты, рассчитанные на все запросы населения, коммерческих и государственных структур
Основные бизнес-процессы страховщика охватывают такие направления:
- жизнь, здоровье;
- сохранность недвижимости;
- кредитование;
- транспортные средства (КАСКО и ОСАГО);
- сельское хозяйство;
- ценные бумаги, камни, металлы;
- имущество всех типов;
- гражданская ответственность;
- промышленно-монтажные риски;
- финансовые риски;
- сфера внутреннего и зарубежного туризма.
Страхование подразделяется на добровольное и обязательное. Во втором наличие полиса является условием для выполнения определенной деятельности.
Сегодня страховой сектор бизнеса находится в стадии прогресса. Происходит это благодаря поддержке государства, росту уровня правовой культуры населения, развитию и внедрению новых подходов.