Любая сфера человеческой деятельности, быт, работа, отдых, сопряжена с определенным риском. Всегда сохраняется большая или малая доля вероятности повреждения здоровья, движимого и недвижимого имущества, нанесения вреда третьим лицам. Возможность получения материального и другого ущерба приводит к возникновению страха и тревоги. Избавиться от них можно только с помощью действенной гарантии компенсации неблагоприятных событий. Страховые отношения — это сотрудничество взаимно заинтересованных сторон, суть которого заключается в обязательстве возмещения разного рода последствий, которые по мнению клиента могут произойти с ним с высокой долей вероятности.
Что такое страховые отношения

Страховые отношения возникают на основании взаимной заинтересованности компании с одной стороны, физического или юридического лица с другой. Суть такой сделки заключается в том, что один ее фигурант очерчивает для себя перечень рисков и заявляет о готовности платить за свои гарантии. Второй фигурант обязуется возместить будущий ущерб и указывает обязательные для этого условия и механизм реализации. Таким образом, под данным термином подразумевается система финансово-правовых отношений по защите от последствий угроз, которые имеются всегда, но не носят обязательного характера или носят, но предсказать точное время, место и причину их возникновения невозможно.
Страховые отношения основываются на таком понятии, как риск. Под ним понимается определенное событие с негативными последствиями для того или иного объекта. Размер ущерба определяется путем оценки стоимости объекта защиты или определяется по соглашению сторон. В заключаемом между участниками сделки документе в обязательном порядке прописываются такие положения, как перечень рисков, премия, лимит ответственности и механизм реализации.
Обратите внимание! Поскольку страховые отношения относятся к финансовой деятельности, то понятие рисков используется как экономическая категория, имеющая свой смысл и цену.
Виды страховых отношений
В соответствии с отечественным законодательством прописанные в нем виды страховых отношений подразделяются на определенные категории в соответствии с градацией и особенностями объектов гарантии. Наиболее распространены в обществе описанные ниже виды.
Личное

Предполагает включения в договор риски, связанные непосредственно с физиологией и материальным состоянием человека.
К ним относятся такие разновидности защиты:
- жизнь;
- несчастный случай;
- смерть;
- трудоспособность;
- дети;
- пенсионные накопления;
- внешность, голос.
Имущественное

Здесь объектом защиты выступают предметы, которые имеют форму, размер и цену.
Наиболее распространенными являются такие объекты:
- бытовая техника и электроника;
- все типы недвижимости;
- личные вещи;
- камни, металлы и ценные бумаги;
- транспортные средства;
- животные;
- растения.
В таких случаях оговариваются причины порчи или уничтожения имущества. К ним относятся пожары, стихийные бедствия, техногенные аварии, а также злонамеренные действия третьих лиц.
Гражданская ответственность
Тут суть страховых отношений сводится к тому, что компания-гарант обязуется возместить ущерб третьим лицам, так или иначе пострадавшим по вине своего клиента. Им может быть физическое и юридическое лицо в зависимости от сферы деятельности и интересов.
Так, в договорах могут прописываться такие события и объекты:
- опасные предприятия;
- владельцы транспортных средств;
- перевозчики;
- невыполнение контрактов;
- профессиональные ошибки;
- вред бытового плана.
Предпринимательские риски

Здесь защищаются материальные интересы бизнесменов, связанные с различными событиями, в последствие которых может возникнуть убыток или отсутствие запланированной прибыли. В расчет берутся обстоятельства объективного и субъективного характера, в том числе и те, на которые страхователь не может повлиять.
В качестве рисков могут указываться такие события:
- аварии;
- техногенные катастрофы;
- экстремальная погода;
- банкротство банка;
- нарушение партнером своих обязательств;
- действия третьих лиц.
Формы
По форме заключения различают такие виды страховых отношений:
- Государственное. Гарантии предоставляются из госбюджета страны.
- Негосударственное. Услуги оказывают коммерческие компании в соответствии с действующим законодательством.
- Добровольное. К нему относятся все виды сотрудничества, когда клиент проявляет инициативу самостоятельно. Это жизнь и здоровье, имущество, гражданская ответственность.
- Обязательное. Предполагается, что это одно из условий предоставления потребителю определенной услуги или соблюдение установленных правил. К этой категории относится ОСАГО, ВЗР, КАСКО и ипотека при кредитовании.
Обратите внимание! Страховые отношения предполагают соблюдение сторонами определенных условий. Так, они заканчиваются, если события связанны с противоправными действиями потребителя или с его умыслом для получения выгоды.
Функции страхования

Страховые отношения при создании ничего материального не создают, а являются лишь взаимными гарантиями сторон
Их функции следующие:
- Рисковая. Предполагает переход денежных средств от клиента к компании без вероятности их возврата.
- Предупредительная. Налагает на фигурантов сделки обязанности по уменьшению шансов возникновения страхового события.
- Сберегательная. Обеспечивает сохранение средств, вложенных на старость, смерть и дожитие.
Обратите внимание! Имеются и специфические функции. К ним относятся кредитные, контрольные и инвестиционные направления.
Признаки и принципы страховых отношений

Страховые отношения могут возникать в самых разнообразных обстоятельствах, но строятся по единым принципам.
Они следующие:
- Эквивалентность. Обеспечивает оптимальное соотношение между расходами сторон сделок. То есть, размер премий больше суммы выплат.
- Случайность. Защите подлежат ситуации, которые могут возникнуть с определенной долей вероятности. Заранее ожидаемые события к страхованию не принимаются.
- Замкнутость. Расчет идет на то, что число пострадавших клиентов намного меньше от общего количества вкладчиков.
- Возместимость. Создание фонда, объема которого гарантированно хватает на расчет с пользователями в самой неблагоприятной для компаний обстановке.
Важно! Одной из основ страховых отношений является их продолжительность. Они строятся на длительный срок, исходя из чего делается экономический расчет.
Кто является участником страховых отношений

В данной сфере финансовой деятельности присутствуют такие стороны:
- Страховщик. Имеющая государственную лицензию компания с соответствующим законодательству собственным и уставным капиталом.
- Страхователь. Физическое или юридическое лицо, действующее по собственной инициативе, имеющее собственный материальный интерес в защите собственности той или иной формы.
- Объект. Предмет, сфера деятельности, гражданская ответственность. Все то, что может стать причиной нанесения вреда клиенту и третьим лицам.
Результатом достижения консенсуса является договор и полис. Как правило, срок их действия составляет год и более.
Правовые основы страхования
Правовые основы страховых отношений заложены в законе 4015-I от 27 ноября 1992 года «О страховом деле» и ГК РФ. На их основе разработаны последующие нормативные акты, относительно всех видов страхования, которые сегодня практикуются в стране.
Страховые отношения являются экономической процедурой, регламентированной законодательством. В результате их реализации клиенты получают уверенность в собственном будущем, а компании финансовую прибыль.