Экономика Японии, которая в прошлом столкнулась с большим количеством производственных и финансовых проблем, смогла преодолеть внутренний кризис и завоевать лидирующие позиции на рынке страхования. Так, страхование в Японии завоевало примерно 80% страховых премий в области страхования жизни, характерные для азиатского региона. Вывести страну на новый экономический уровень помогло планомерное введение новой экономической системы и ее поэтапная реализация.
История страхового рынка в Японии
Страховой рынок начал свое развитие в Японии еще в середине 19 века, в то время как первые законы, регламентирующие правила страхования, вышли только в 1898 году. Был принят закон «О страховании» который содержал указания относительно способов ведения деятельности страховщиков. Особенности работы иностранных страховщиков контролировались по личному указу императора.
Позднее вопросы страховки были переданы в министерство финансов. В результате в 1996 году закон изменили.
Теперь его положения должны были отвечать следующим критериям:
- Усиление конкурентоспособности страхового сектора при уменьшении государственного влияния в этой области.
- Создание условий для развития коммерческой деятельности в выделенной нише.
- Обеспечение равных возможностей компаниям, ведущим страховую деятельность.
Эта политика отменила тяжелое тарифное регулирование и значительно снизила степень вмешательства государства, которое пыталось задать участникам рынка одинаковую скорость развития.
Разновидности страхования в Японии
Действующий и по сей день закон «О страховании» определяет, что страховка делится на две разновидности:
- Страхование жизни. Сюда относятся такие случаи как дожитие до определенного возраста, смерть застрахованного лица вследствие заболеваний и несчастных случаев.
- Другие виды страхования. Могут включать в себя риски, связанные с пожарами, убытками, путешествиями, автомобилями и другими транспортными средствами.
Среди наиболее востребованных положений рынка Японии, среди тех, что относятся к «другим видам страхования» особенно востребованным считается страховка на транспорт. Второе место занимает страхование от пожара и третье — от несчастных случаев.
Существуют особые правила страхования для иностранцев, приезжающих работать в Японию. Им предоставляются две разновидности страховки:
- Кокумин хокен. Такой тип страховки получают все лица, которые работают или живут на территории Японии более трех месяцев.
- Шакай хокен. Эта основная разновидность социального страхования, которое могут предложить работодатели иностранным сотрудникам. Она включает в себя более обширный список медицинских услуг, которые может получить застрахованное лицо.
Страховое законодательство
Преобразования в страховой сфере стали производиться вместе с изменением законодательства в 1994 года. В это время были сделаны не только первые шаги к либерализации этого сектора, но и установлено соглашение Японии с США о формировании системы брокеров, занимающихся страхованием.
При изменении законодательства учитывались следующие моменты:
- Страхователям должно быть удобно работать со страховыми компаниями.
- Эта сфера должна производить свой вклад в национальную экономику.
- Необходимо создать условия для организации выхода на международный рынок.
В 1999 году были отменены все требования относительно государственного контроля за рынком страхования и его участия в области ценообразования. Благодаря этому доступ на рынок получили новые участники, что привлекало в отрасль стороннее финансирование.
Перечень и количество страховых компаний
Рынок страхования жизни в Японии представлен более широко, чем страхование имущества. Крупнейшими компаниями в этой отрасли стали 14 фирм, основанных еще в начале 20 века. Каждая компания стремится в первую очередь к исполнению обязательств по выплатам для участников, а не к увеличению собственной прибыли. Еще в начале 2000-х годов лидирующее положение на рынке занимали 7 фирм, на которых приходилось до 76% активов, задействованных в этой области.
Так, например, «Sumitomo Life Insurance» является одной из наиболее масштабных СК, предоставляющих услуги по страхованию жизни. Она была основана в 1907 году и в настоящее время имеет около 2000 отделений по всей стране.
Кроме того, можно выделить такие ведущие страховые организации как:
- «Nippon Life Insurance Company»;
- «Dai-Ichi Mutual Life Insurance»;
- «Yasuda Mutual Life Insurance Company»;
- «Meiji Life Insurance Company».
В числе компаний, занимающихся страхованием имущества, особенно выделяется «Tokio Marine Holdings, Inc». Она является одной из наиболее старых японских организаций, так СК была основана еще в 1879 году.
Особенности функционирования страховых компаний в Японии
Рынок страхования жизни является наиболее приоритетным направлением для развития в Японии. Это позволило стране выйти на мировой рынок и получить примерно 32% от всего количества страховых премий.
Те компании, что организуются в соответствии с форматом АО, должны проводить постоянные собрания акционеров. На них правом голоса обладает каждый участник, который состоит в списке акционеров компании. Такие общества могут временно ограничивать отчисление дивидендов в том случае, если они еще не покрыли расходы на регистрацию и ведение бизнеса. По закону, ограничения на дивиденды существуют первые пять лет после открытия АО.
Корпорация по страхованию вкладов в Японии
Организацией процесса сохранения вкладов занимается корпорация страхования депозитов. Это главная национальная корпорация, система которой формируется как правительством, так и частными банковскими учреждениями. Она была основана в 1971 году и представляла собой государственную организацию, задача которой состояла в управлении страховой системы Японии.
Цель корпорации заключается в обеспечении защиты интересов вкладчиков, сохранении их вложенных средств в случае финансовой нестабильности. Это помогает стабилизировать процессы, происходящие в экономической сфере.
Япония хорошо заботится о вопросе страхования, предоставляя возможность новым игрокам рынка присоединиться к этой отрасли. Одновременно с этим законодательство защищает застрахованных лиц, предоставляя им возможность своевременно получать качественное обслуживание и необходимые услуги.