Сегодня каждый водитель, являющийся участником дорожного движения, обязан иметь при себе полис обязательного страхования гражданской ответственности. Его отсутствие чревато постоянными штрафами и крупными выплатами пострадавшим, если ДТП произошло по его вине. Исходя из этого, возникает заинтересованность в своевременном заключении договора и его продлении по истечении срока действия. Подобная ситуация поставила владельцев транспортных средств в положение просителей, а не равноправных клиентов. Пользуясь этим, многие компании пытаются увеличить за счет них свои доходы, навязывая хозяевам авто дополнительные страховые услуги, в которых они особо и не нуждаются. Если условия заключенной сделки водителя не устраивают, то он может на законных основаниях оформить отказ от ОСАГО.
- Какие дополнительные услуги навязываются чаще всего
- Имеет ли право страховая компания навязывать дополнительные услуги
- Каким образом и для чего навязывают дополнительную страховку
- Что делать если страховщик настаивает на покупке дополнительных продуктов к ОСАГО
- Как отказаться от дополнительной страховки после оформления ОСАГО
- Необходимые документы для возврата
- Вернут ли всю сумму
- Какая ответственность страхового агента за навязанную страховку
- Можно ли привлечь страховую к штрафу за навязывание
- Видео по теме статьи
Какие дополнительные услуги навязываются чаще всего
В каждой торговой точке, а к этой категории можно отнести и страховую компанию, всегда найдутся продукты, не пользующиеся спросом, реализовать которые нужно, но это довольно трудно.
Что касается агентов СК, то в подавляющем большинстве они при оформлении ОСАГО пытаются навязать такие дополнительные услуги:
- несчастный случай;
- укус клеща;
- добровольное медицинское страхование;
- сокращение на работе;
- жизнь и здоровье;
- профессиональная деятельность;
- недвижимость от затопления и пожара;
- находящееся в машине имущество.
Сказать, что эти продукты бесполезные и ненужные нельзя, но выбор должен оставаться за клиентом и только при условии соблюдения принципа добровольности.
Имеет ли право страховая компания навязывать дополнительные услуги
В соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей, услуга клиенту должна предоставляться безусловно, то есть без каких-либо дополнительных требований и оговорок. Равно, как и безосновательный отказ в продаже продукта, это является нарушением ст. 15.34.1 КоАП и наказывается штрафом. Однако, существуют прецеденты, когда отказаться от дополнительной страховки при оформлении ОСАГО будет себе дороже.
К ним относится:
- ДМС для иностранцев и лиц без гражданства, если они намереваются вести на территории РФ официальную трудовую деятельность.
- ОМС при выезде за границу в отпуск или командировку, в том числе и для оформления визы.
- Обязательная страховка жизни, здоровья, гражданской ответственности, если это необходимо для допуска на производство.
Каким образом и для чего навязывают дополнительную страховку
Как и любая коммерческая организация, страховая компания живет за счет прибыли, которая создается за счет превосходства доходов над расходами. Для этого необходимо заключение как можно большего количества договоров, причем, с максимальными взносами и минимальными выплатами. Лучшим вариантом, при этом, будет предложение рисков, которые могут никогда не случиться, а если это произойдет, то или доказать их будет почти невозможно, или платить придется немного.
Приемов навязывания дополнительной страховки к ОСАГО существует множество:
- Якобы поломка оргтехники или сбой в программном обеспечении. Предложение придти позже, но хорошо перед этим подумать.
- Повышение базового тарифа до максимального значения в случае отказа от дополнительной страховки к ОСАГО.
- Закончились бланки, а новые появятся только в том случае, если клиент согласится на покупку ненужного ему продукта.
Что делать если страховщик настаивает на покупке дополнительных продуктов к ОСАГО
Далеко не все клиенты отказываются от страхования жизни с ОСАГО, особенно люди в возрасте и любители быстрой езды. Однако, настойчивость агентов в приобретении добавочной услуги не может не вызвать настороженности. И не обязательно у людей с небольшим достатком. Обеспеченные люди тоже не горят желанием расставаться со своими деньгами.
Отказаться от оформления дополнительной страховки к ОСАГО можно следующими способами:
- Просто встать, развернуться и уйти в офис другой компании. Объяснять свой поступок необязательно, так как клиент это делать не обязан.
- Попытаться отстоять свои права отказаться от навязанной услуги по полису ОСАГО, ссылаясь на положение ст. 15.34.1 КоАП РФ.
- Заключить соглашение и отказаться от добавочной опции в соответствии со ст.1 Указания Банка РФ № 3854-У.
Как отказаться от дополнительной страховки после оформления ОСАГО
Если под давлением обстоятельств владелец авто все же подписал соглашение с навязанными рисками, это не означает, что его условия невозможно изменить или аннулировать полностью. Это его полное право, гарантированное законодательством РФ.
Речь идет о периоде охлаждения, продолжительность которого составляет 14 дней с момента заключения сделки. При этом, не имеет значения дата, с которой договор вступает в силу. Страхователю нужно написать заявление и подать его в офис компании. В некоторых есть формализованные бланки и можно воспользоваться ими. Если такой возможности нет, то заявление пишется в произвольной форме.
Примерное содержание документа для решения вопроса, как отказаться от дополнительной страховки с ОСАГО после оформления:
- кому;
- от кого, контактные данные;
- суть ходатайства;
- номер договора;
- реквизиты для перечисления денег;
- ссылки на законодательные акты;
- список приложений;
- дата, подпись, фамилия.
Если канцелярия отказывается принять бумагу, то ее следует послать курьером или по почте. Отправлять лучше заверенные копии, так как подлинники могут пригодиться на случай судебных разбирательств.
Необходимые документы для возврата
Чтобы отказаться от дополнительной страховки ОСАГО после оформления, необходимо подготовить и представить в СК такой пакет документов:
- заявление, изготовленное от руки или на компьютере (образец);
- удостоверение личности с указанной пропиской;
- полис ОСАГО;
- подписанный договор с дополнительными опциями.
Вернут ли всю сумму
Многих водителей интересует, на какую сумму возврата можно рассчитывать, если отказаться от страховки после оформления ОСАГО с навязанными рисками. Здесь все зависит от прописанных в договоре сроков и даты подачи заявления о его расторжении.
Так, если полис еще не начал действовать, то заявителю компания должна отдать всю выплаченную им сумму. В некоторых документах могут быть оговорки об удержании издержек на бланки и ведение дела, но размер их не столь велик, чтобы тратить время на такие мелочи.
Если соглашение уже начало действовать, то с гражданина удержат сумму, пропорциональную этому сроку, так как будет считаться, что услуга оказывалась и СК выполняла свои обязательства.
Какая ответственность страхового агента за навязанную страховку
Чтобы привлечь агента или брокера к ответственности за навязывание дополнительной услуги, нужно разобраться с ситуацией и определить, имел ли место подобный факт. Если должностное лицо прямо не отказывает, тянет время, описывает преимущества и достоинства опции, то в этом нет ничего противозаконного. Другой вариант, когда обязательным условием покупки полиса ОСАГО является приобретение дополнительных страховок. Это прямое нарушение КоАП (15.34.1) и закона о защите прав потребителей. За такие деяния предусмотрен штраф в размере 20-50 тыс. руб.
Можно ли привлечь страховую к штрафу за навязывание
При наличии свободного времени можно привлечь к ответственности и страховую компанию. Если представить с суд доказательства (звукозапись, показания свидетелей, претензию с отказом), то организация может быть оштрафована на 100-300 тыс. руб.
Таким образом, выходов из неприятной ситуации с навязыванием дополнительных страховок при покупке ОСАГО существует довольно много. Главное — знать свои права, действовать уверенно, грамотно и оперативно.