Если говорить о том, что является страховым случаем по ОСАГО, нужно перечислить множество ситуаций, в которые потенциально могут попасть российские автовладельцы. В законе и на официальных сайтах страховщиков страховые случаи не перечислены, потому что их может быть множество. Выплаты по ОСАГО осуществляются автостраховщиком при повреждении любого имущества и нанесении вреда здоровью, жизни третьих лиц.
- Что такое ОСАГО?
- Что является страховым случаем по ОСАГО?
- При ДТП
- Без аварии
- Что делать потерпевшему при наступлении страхового случая?
- Как оформить страховой случай по автогражданке?
- В какие сроки нужно обратиться?
- Заявление и необходимые документы
- Сколько времени занимает рассмотрение?
- В каком размере можно получить выплаты?
- Действия в случае отказа страховой компании возмещать ущерб
- Видеофайлы
Что такое ОСАГО?
ОСАГО – обязательная страховка, которую должен оформить каждый автовладелец, эксплуатирующий транспортное средство. По документу страхуется ответственность водителя, а не имущество: автостраховщик обязуется осуществить выплаты пострадавшим в ДТП, авариях, если виновником в них является застрахованное лицо.
Что является страховым случаем по ОСАГО?
При авариях и ДТП страховыми случаями будут считаться любые ситуации, в которых застрахованное лицо, управляя автомобилем с оформленным ОСАГО, причинил вред имуществу и здоровью других лиц.
Действие полиса распространяется на:
- автомобильные дороги любого типа (трассы, автомагистрали, проселочные, подъездные пути и т. д.);
- автостоянки, дворы многоквартирных и загородных домов, прилегающие территории, на которых разрешено движение транспортных средств;
- АЗС и т. д.
Понятие «страхового случая» по ОСАГО включает в себя различные события, прописанные в соглашении и законодательстве, с наступлением которых автостраховщик обязан осуществить денежные выплаты пострадавшим.
Нестраховые случаи по ОСАГО прописываются отдельным пунктом в договоре между водителем и компанией. Критериями страхового случая являются:
- Наличие у водителя действующей страховки на момент наступления страхового случая. Если у виновника нет полиса, то пострадавшему нужно обращаться напрямую в судебные инстанции для получения компенсации.
- Движение автомобиля. По ОСАГО ДТП считается случившимся, если машина двигалась и нанесла ущерб.
- Наличие актуального ущерба. Пострадавший имеет право получить выплаты от страховщика только по факту конкретного ДТП (полученные раньше повреждения в расчет не принимаются).
- Присутствие виновника. Выплаты после ДТП можно получить, если был установлен виновник страхового случая. В любых других случаях вопрос решается в суде.
При ДТП
В случае наступления ДТП к страховщику виновника должен обращаться пострадавший. Виновному лицу это делать необязательно. Случаи ДТП рассматриваются в течение 20 суток с момента обращения.
Обязательными субъектами аварии выступают:
- виновник;
- пострадавший (один или несколько);
- поврежденное имущество (здоровье, жизнь человека).
Выплаты по ОСАГО по страховым случаям осуществляются в установленном законодательством порядке. Лимит – 400 т. р. на один полис страхования.
Без аварии
К перечню страховых случаев без ДТП относят множество различных событий. Наиболее частые из них:
- хищение автомобиля, угон;
- умышленное повреждение транспортного средства третьими лицами (физическое воздействие, поджог, самопроизвольное возгорание и т. д.);
- повреждение машины в результате стихийного бедствия.
Независимо от силы повреждения, нанесенного ущерба и иных обстоятельств, по полису ОСАГО невозможно получить страховые выплаты, если застрахованное лицо является виновником ДТП. От подобных рисков автомобили страхуются по полисам КАСКО.
Что делать потерпевшему при наступлении страхового случая?
Говоря о том, что делать потерпевшему и виновнику сразу после ДТП, необходимо привести в качестве примера список действий. Он выглядит следующим образом:
- Установка знака аварийной остановки, включение на машинах, участвующих в аварии, «аварийки».
- Разрешение всех вопросов между пострадавшим и виновником. Если денежный вопрос решается на месте, то уведомлять страховую компанию, ГИБДД и другие инстанции не требуется – можно разъезжаться, оставляя место ДТП.
- Фото- и видеофиксация места происшествия, по которой должно быть понятно точное расположение автомобилей относительно дорожного полотна, объектов инфраструктуры. Если стороны между собой решили, кто из них виновник и кто пострадавший, то оформить страховой случай можно на посту ДПС, в полицейском участке (актуально, если поврежденные машины существенно мешают другим участникам движения). Оформление документов без полиции возможно с применением европротокола.
- При наличии разногласий нельзя менять расположение машин после аварии. Необходимо вызвать сотрудников ДПС, найти и спросить контакты у свидетелей происшествия. Рекомендуется выполнить фото- и видеофиксацию места аварии (зафиксировать надо всё, что потенциально может относиться к делу о ДТП).
- Заполнение специального бланка, который автостраховщики всегда прикладывают к полису ОСАГО. Там есть рекомендации по его заполнению, которым надо следовать.
- Сотрудники ДПС обязаны на месте выдать справку. Надо дождаться ее получения.
- Предоставить поврежденный автомобиль на осмотр сотрудникам страховой компании. До этого момента нельзя его ремонтировать.
Оформлением документации должен заниматься пострадавший. Виновник аварии не обязан уведомлять автостраховщика о случившемся. Пострадавшая сторона обращается в страховую компанию виновного лица или в свою.
Как оформить страховой случай по автогражданке?
Оформление страхового случая по ОСАГО осуществляется с помощью бланка, который прикладывается к полису. Рекомендуется в короткие сроки выслать любым подходящим способом автостраховщику уведомление о случае аварии.
В какие сроки нужно обратиться?
Недавно принятые поправки к закону обязывают автовладельцев обращаться к страховщикам в 5-дневный срок после ДТП. За это время надо подготовить оформленные документы.
Передать документы сотрудникам компании допускается следующими способами:
- по электронной почте;
- заказным письмом по обычной почте;
- лично (посетив офис компании).
Заявление и необходимые документы
Обычный пакет документов по страховым случаям при ДТП включает в себя:
- заполненное по форме заявление (образец);
- ксерокопия паспорта;
- справка о ДТП, извещение (бумаги оформляют сотрудники ДПС на месте происшествия);
- полис;
- реквизиты перечисления компенсации.
Сколько времени занимает рассмотрение?
Закон обязывает рассматривать страховые случаи по ОСАГО не более 20 рабочих дней. За этот срок сотрудники компании обязаны осмотреть поврежденный автомобиль, оценить причинённый ущерб, выполнить необходимые расчеты. О сроках получения компенсации стоит уточнять по телефону горячей линии или в офисе компании.
В каком размере можно получить выплаты?
Лимиты на выплаты по ОСАГО не меняются давно:
- 400 000 р. (максимальная компенсация, предусмотренная в случаях только поврежденного имущества третьих лиц);
- 500 000 р. (максимальная выплата, если во время ДТП был причинен ущерб здоровью и жизни других людей).
Действия в случае отказа страховой компании возмещать ущерб
По недавним сообщениям Российского союза автостраховщиков, компании отказывают в выплатах по ОСАГО, если имеют место следующие случаи:
- виновником ДТП стало лицо, имени которого нет в оформленном полисе на машину;
- пострадавшая сторона требует возместить упущенную выгоду (возмещение морального вреда также не является страховым случаем);
- авария произошла на площадках для обучения управлению автомобилем, во время автомобильных соревнований, испытаний, тестов (в этих ситуациях наступает ответственность водителя, который управлял авто);
- вред был нанесен прицепу, транспортируемому грузу, дополнительному оборудованию;
- в результате аварии произошло уничтожение антиквариата, построек и домов, имеющих историческое и культурное значение, предметов религиозного значения, драгоценностей, произведений искусства и иных объектов интеллектуальной собственности.
Если страховая копания отказывает в возмещении ущерба, надо следовать четкому алгоритму действий. Он выглядит следующим образом:
- Получение официального письменного отказа. Эта бумага должна выступить в качестве основания для начала судебного разбирательства.
- Уточнение причины отказа от перечисления страховой выплаты. Если повод законный, то смысла идти с иском в суд нет. Если причина надумана или неверна, то стоит нанять автоюриста.
- Обращение в РСА, ЦБ. Подача жалобы на действия автостраховщика в эти инстанции позволяет в короткие сроки получить страховую компенсацию, избежав судебных разбирательств. Жалоба может быть направлена заказным письмом по почте, через интернет на сайте РСА, в отделении союза автостраховщиков. Рассматривается заявление около месяца.
- Срок исковой давности по делам, которые связаны с ОСАГО, составляет три года. Поэтому в течение трех лет с момента отказа страховой компании от выплат можно обратиться в суд с иском.
При наступлении страхового случая не стоит паниковать. Если нет понимания о том, что нужно сделать, рекомендуется не перемещать свой автомобиль и не покидать место ДТП. Можно позвонить в страховую компанию или в РСА, чтобы уточнить правильность своих действий.