Российское законодательство предусматривает определенный порядок расходования бюджетных средств на оказание различных регламентированных услуг. Это относится и к полисам автогражданки для водителей, трудоустроенных в государственных органах и компаниях, созданных при участии государства. В предлагаемом материале рассматривается, как производится закупка ОСАГО по 44 ФЗ, с учетом условий, предписанных указанным законодательным актом.
- Как правильно закупить ОСАГО
- Ключевые изменения в закупках
- Особенности закупки полисов ОСАГО по 44-ФЗ
- Как определить НМЦК на услуги ОСАГО
- Как определяют победителя отбора из числа исполнителей контракта
- Первый метод – привлечение единственной организации для закупок
- Второй вариант – проведение конкурса с запросом котировок или в форме аукциона
- Требования к участникам
- Пример и налоговый учет
- Бухгалтерский учет ОСАГО
Как правильно закупить ОСАГО
Закупка полисов страхования ОСАГО занимает существенную долю бюджета на содержание транспорта, принадлежащего структурам государственного аппарата. Действующее законодательство, включая ФЗ 44, предполагает соблюдение ряда принципов при закупках автогражданки для бюджетных предприятий и организаций.
Сотрудник государственного учреждения, ответственный за проведение закупки, обязан придерживаться установленного регламента действий, о чем пойдет речь далее.
Ключевые изменения в закупках
Основные изменения, внесенные в законодательство и ФЗ о страховании ОСАГО, оказавшие влияние на проведение процедуры определения исполнителя при закупке полисов для государственных заказчиков, предполагают такие особенности:
- после заключения договора страхования, страхователю предоставлено право разорвать заключенное соглашение в двухнедельный срок, без объяснения причин – ранее продолжительность этого периода составляла пять суток;
- страховщиков обязали учитывать указания ЦБ РФ за № 4192-У, принятые в ноябре 2016 года;
- введена в действие новая форма стандартного бланка договора страхования ОСАГО, сходная для документов, заключаемых традиционным и электронным способом; наиболее существенное нововведение предусматривает включение в полис специального кода, позволяющего идентифицировать автогражданку, со считыванием дополнительных сведений, предусмотренных соглашением.
Из указанной выше дополнительной информации, речь идет о вычислении размеров премий по страхованию, классе водителей,, вписываемых в ОСАГО.
Других изменений не вносилось, и процедура закупки по страхованию ОСАГО для государственных заказчиков осталась в прежнем виде.
Особенности закупки полисов ОСАГО по 44-ФЗ
Согласно положениям, установленным законом № 44 ФЗ, закупка услуг, с приобретением бюджетными структурами автомобильных страховок ОСАГО, производится при соблюдении такого порядка действий:
- Представители заказчика определяют необходимые объемы закупок, с видами страхования ОСАГО и составлением детального описания предмета предстоящего договора;
- Рассчитывается начальная стоимость соглашения страхования, с учетом размеров затрат по предыдущим периодам (с поправками на скорректированный ценовой коридор);
- Определяется приемлемый и предпочтительный способ закупки;
- Устанавливают четкие требования к поставщику ОСАГО;
- Выбирают исполнителя страхования.
По итогам проведенного отбора, заключают контракт.
Как определить НМЦК на услуги ОСАГО
От правильности установки начальных расценок во многом зависит законность предпринимаемой закупки ОСАГО. В этом отношении следует руководствоваться указаниями ЦБ РФ № 5000-У, вышедшими в 2018 году.
Нет необходимости сопоставлять рыночные цены страхования. В данном случае используют тарифную методику. Любой другой подход, согласно требованиям 44 ФЗ, признается незаконным. Если контролирующие органы выявят отклонение от этих требований, виновные могут быть привлечены к ответственности.
Для расчета начальной цены применяют такую формулу:
НЦ = Тбст × Кр × Чв × Км × Кс × Кнар × Кпр, в которой:
- НЦ – начальная точка отсчета цены.
- Тбст –показатель базовой ставки, с учетом тарифа.
- Кр – коэффициент, изменяющий размер цены, в зависимости от региона.
- Чв – численный состав водителей, вписываемых в ОСАГО.
- Км – поправка, устанавливающая влияние мощности двигателей автомобилей, по которым заключается договор.
- Кс – поправка на сезонность использования машин.
- Кнар – коэффициент, учитывающий количество зафиксированных нарушений ПДД.
- Кпр – поправка, предполагающая использование прицепа.
Указанный расчет выполняют отдельно для каждого из автомобилей, с последующим суммированием полученных значений.
Как определяют победителя отбора из числа исполнителей контракта
Для выбора поставщика по закупке ОСАГО, согласно ФЗ, доступно несколько вариантов, с учетом обстоятельств.
Первый метод – привлечение единственной организации для закупок
Простота и удобство закупки в том, что определяют одного страховщика, с которым заключаются договора. Это положение закреплено ст. 93 закона № 44 ФЗ. Но такая ситуация возможна далеко не всегда. К примеру, если общая стоимость по договору превышает размер лимита, составляющего 300 или 600 тысяч (в зависимости от статуса организации), неконкурентный способ не допускается.
В этом случае неконкурентная сделка не разрешается, и необходимо прибегнуть к другой процедуре выбора исполнителя.
Второй вариант – проведение конкурса с запросом котировок или в форме аукциона
В данной ситуации исполнителя, по условиям ФЗ, могут определять следующими методами:
- электронным аукционом – организации предоставлено право прибегнуть к такому способу определения страховщика;
- запросить котировки в электронном формате – данная форма существенно проще и отнимает меньше времени, по сравнению с аукционом; подходит для случаев, когда время на принятие решения ограничено; воспользоваться указанным методом разрешается, если цена вопроса не более полумиллиона рублей, при условии, что объем закупок по годовым показателям не более десяти процентов от СГОЗ и ста миллионов рублей;
- путем открытого конкурсного отбора, проводимого в электронном виде – открытость выбора позволяет избрать претендента с наиболее качественными предложениями по страховке автотранспортных средств, включая предусмотренные дополнительные услуги.
Перечисленные условия ФЗ необходимо учитывать при выборе исполнителя для государственного или федерального заказа.
Требования к участникам
Страховщика определяют, при соответствии организации следующим условиям (ст. 31 закона № 44-ФЗ):
- соблюдению регламента, предъявляемого к участнику госзакупок;
- при условии отсутствия признаков, указывающих на подготовку к приостановке деятельности и ликвидации страховщика;
- отсутствию судебного постановления о банкротстве исполнителя;
- отсутствию постановления судебного органа об остановке работы организации;
- отсутствию задолженностей по налоговым платежам, превышающим четверть суммы, составляющей активы компании;
- отсутствию привлечения к суду основных руководителей организации;
- исключению подозрений по поводу участия представителей компании в коррупционных схемах;
- отсутствию конфликтов интересов между сторонами, задействованными в проводимых переговорах.
Еще одно требование ФЗ предполагает обязательность того, чтобы исполнитель не был включен в реестр поставщиков с недобросовестной репутацией.
Пример и налоговый учет
Порядок расчет начальной цены по ОСАГО проще рассмотреть на конкретном примере, чтобы понять принцип, по которому определяется стоимость автогражданки. Заданные условия предполагают:
- закупку ОСАГО для автомобиля модели «Патриот» от производителя УАЗ (категория «В»);
- предельная базовая ставка, применяемая заказчиком, составляет 2 911 руб.;
- величина регионального коэффициента по Москве – 2;
- за предыдущие периоды страховые выплаты по ОСАГО не производились, величина КБМ составляет 0,6;
- поскольку мощность мотора 128 л. с., соответствующее значение коэффициента составляет 1,4;
- с учетом периода использования машины, коэффициент сезонности принят равным 1;
- применение прицепного устройства не предусмотрено.
НЦ = 2 911 × 2 × 0,6 × 1,4 × 1,87 × 1 = 9 146 руб.
Также важно учитывать, как отражать приведенные расходы по налоговому учету, исходя из принятой системы налогообложения.
Затраты списываются по периоду, когда производился платеж, без разнесения суммы по календарному периоду срока действия договора ОСАГО. Это требование действует для тех, кто платит налоги по упрощенной системе.
Возможно принятие этих расходов на «Доходы после вычитания Расходов», с соответствующим уменьшением налогооблагаемой базы.
Но этот платеж не должен применяться для уменьшения базы единого налога (что в равной степени распространяется и на КАСКО).
При закупке услуг страхования по действующему 44-ФЗ, для организаций, работающих по ОСНО, предполагается списание в пропорциональном отношении к прошедшему периоду отчета по налогам.
Также важно учитывать, что выплаты, полученные по ОСАГО на государственный автотранспорт, не подлежат включению в базу для НДС, поскольку не являются прибылью, а относятся к компенсации за понесенные убытки.
Бухгалтерский учет ОСАГО
Образец бухгалтерской проводки ОСАГО приведен в таблице:
По какой операции проводят | Дебетовая строка | Кредитовая строка |
Перевод авансового платежа по ОСАГО стороннему поставщику | 4 206
27565 | 4 201
11 610 |
Средства списаны со счета бюджетного учреждения | 18 (КВР 244) | |
ОСАГО предоставлен, аванс зачтен | 4 302
27 835 | 4 206
27665 |
Затраты по ОСАГО разнесены по будущим периодам | 4 401
50 227 | 4 302
27 735 |
Размеры страховых платежей, разнесенных по будущему периоду, отражены по текущим затратам | 4 401
20 227 | 4 401
50 227 |
Регламент списания средств на внесение взносов по ОСАГО организация вправе определять самостоятельно.
Закон № 44 ФЗ не изменил порядка процедуры определения поставщика по ОСАГО. Чтобы не вызвать претензий контролирующих органов, государственным учреждениям, финансируемым за счет бюджетных средств, необходимо придерживаться установленных требований, определенных законодательно.