Обеспечение работы системы социального страхования жестко регламентируется государственным законодательством. Это относится и к отчислению взносов страхователями в ФСС. В предлагаемом материале рассматривается Федеральный закон о страховых взносах в фонд социального страхования, с учетом особенностей содержания данного норматива, внесенных в него коррективов и функций, возложенных на ФСС, на выполнение которых расходуются полученные средства.
Обзор структуры федерального закона об страховых взносах
Прежде чем рассматривать положения Федерального закона № 212-ФЗ об уплате страховых взносов, следует отметить, что в настоящее время действие этого норматива отменено. Это объясняется изменением распределения ведомств, ответственных за контроль взносов по отдельным направлениям страховой защиты.
Но, учитывая, что некоторые направления этого закона сохраняют актуальность, имеет смысл ознакомиться с основной структурой и содержанием данного нормативного акта.
Структура действовавшего закона состояла из следующих разделов:
- общих положений ФЗ;
- основных семи глав, устанавливающих регламент действия системы уплаты взносов в ПФР, ФСС, в рамках ОМС и на другие направления социального страхования;
- заключительных разделов ФЗ с указаниями по поводу расчета страховых тарифов.
Указанный ФЗ действовал с июля 2009 года.
О страховых взносах в пенсионный бюджет
При расчете страховых взносов в ПФР с учетом измененной законодательной процедуры, необходимо учесть, что теперь, после отмены этого ФЗ, размер ставок определяется положениями действующего НК РФ, и составляет (в процентах):
- 22 – при исчислении общей базы (по заработку), если она не выходит за пределы установленных границ;
- с прибавлением еще 10 – в отношении тех сумм по исчисляемой базе, которые выходят за пределы лимита, установленного в размере 1 292 тыс. руб.;
- с прибавкой от 2 до 8 – за работников, привлеченных к труду различной степени опасности.
Эти требования регламентированы ст. 425 НК РФ. Плательщикам также следует учесть, что отчетная документация теперь подается не в Пенсионный фонд, а в налоговое ведомство, в рамках общей декларации организации, отчитывающейся по взносам.
Последние изменения 212 ФЗ
Обсуждение основных коррективов, внесенных в закон № 212-ФЗ, сейчас лишены смысла, поскольку главная новость состоит в том, что действие этого нормативного акта отменена. Важно учесть то обстоятельство, что ФЗ перестал действовать с начала 2017 года. Но все контрольные функции, которые возлагались этим законом на ФСС и ПФР до этого момента, за отмеченными структурами сохранились. Поэтому от соответствующих подразделений ПФР и ФСС по-прежнему требуется контролировать незавершенные процессы по уплате взносов по собственным позициям и по обязательному медицинскому страхованию за периоды, ранее начала 2017 года, в рамках оставшихся действительными положений ФЗ.
Еще некоторые важные изменения в законе относительно внесения страховых социальных взносов коснулись следующих нюансов:
- освобождения от предоставления отчетности в ПФР индивидуальными предпринимателями, не привлекающими наемный персонал;
- включения в число застрахованных плательщиков взносов иностранцев и апатридов, временно пребывающих на российской территории;
- причисления к застрахованным лицам первых руководителей предприятий;
- несколько изменилась формулировка относительно учета взносов по гонорарам за авторские права и лицензионные договора;
- отдельные нормативы затронули порядок расчета страховых тарифов, установленных прежде законом ФЗ 212;
- изменений ставок в отношении объектов упрощенной системы налогообложения.
Также коррективы затронули еще некоторые отдельные нюансы ФЗ.
Обзор основного содержания ФЗ 212
В общих положениях закона о перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и ОМС, рассматриваются вопросы о следующем:
- предмете, правовое регулирование которого осуществляется указанным нормативом – речь идет о взносах в ПФР и другие сферы социального страхования;
- понятиях, используемых в законе – приводится расшифровка примененных терминов для исключения возможности двойственного толкования;
- органах, контролирующих уплату взносов – это распространяется в отношении подразделений ПФР и ФСС, в зависимости от видов отчислений;
- как правильно исчислять сроки, предусмотренные для внесения взносов.
Последующие основные главы закона посвящались следующим вопросам:
- порядку уплаты взносов социального страхования – с перечислением ФЗ категорий плательщиков, базы, по которой вычисляются платежи, сумм, не учитываемых при расчете, тарифах и прочих важных моментах;
- мерам, призванным обеспечить соблюдение обязательств по уплате взносов – правилам начисления штрафных санкций и предусмотренным срокам, способам взыскания недоимок, списания задолженностей и других важных финансовых нюансов;
- правам и обязанностям организаций и граждан, перечисляющих взносы – о полномочиях всех субъектов данных правоотношений с учетом их ответственности и требований по предоставлению соответствующей отчетности и информации;
- способам контроля своевременности и соответствия размеров отчисляемых страховых взносов – с указанием разновидностей предусмотренных проверок и порядка их проведения, принятия решений по итогам данных аудитов;
- привлечению к ответственности нарушителей по перечислению взносов –включает форму вины, исключительные обстоятельства и прочие моменты;
- две заключительные главы ФЗ – о порядке обжалования неправомерных решений контролирующих органов и размерах страховых тарифов.
Отдельно в ФЗ оговаривался механизм вступления закона в силу и порядок его отмены.
Какой закон вместо 212 ФЗ о страховых взносах
Как таковой, новый закон, оговаривающий вопросы отчисления страховых взносов, подписан не был. Законодательные моменты, определяющие особенности указанных требований, теперь внесены в соответствующие разделы налогового законодательства. Но новый норматив, аналогичный отмененному, принят не был.
Фонд социального страхования Российской Федерации
Относительно Фонда социального страхования Российской Федерации, следует отметить, что характер задач и поставленные перед ним цели остались прежними.
Деятельность этой организации направлена на достижение следующих целей:
- осуществление функций социального страхования граждан, вынужденных столкнуться с временной потерей способности к труду;
- решение вопросов организации выплат при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве;
- выполнение задач, поставленных в рамках принятых государственных социальных программ;
- участия в международных проектах;
- информирование граждан относительно решения социальных проблем и прочих важных вопросов.
Фонд по-прежнему ставит приоритетной задачей материальное обеспечение нетрудоспособных граждан за счет средств, полученных от взносов организаций и предпринимателей. Также доходы фонда состоят из государственных вложений, частных пожертвований, инвестиций в прибыльные проекты и прочих поступлений, не нарушающих требования законодательства РФ.
Отмена закона № 212-ФЗ не изменила коренным образом структуру уплаты взносов в ПФР, фонд социального страхования, ОМС и прочие подобные направления защиты граждан. Но в результате была несколько пересмотрена система контроля за данными отчислениями, с включением дополнительных положений в действующее налоговое законодательство.
Поэтому в прошлом 2019 и нынешнем 2020 году не следует руководствоваться положениями данного ФЗ, внимательно изучив изменения законодательных норм и обратившись к нормам действующего НК РФ.