Оформление договоров страхования сопровождается передачей со стороны клиента определенного объема информации, которая касается различных аспектов его жизни. Граждане обязаны информировать компании о своем материальном состоянии, семейном положении, аспектах здоровья и даже образе жизни. Разглашение этих данных может негативно сказаться различных сторонах жизнедеятельности человека. Для того, чтобы этого не допустить, было законодательно закреплено такое понятие, как тайна страхования.
Понятие тайны страхования
Это понятие было внедрено исходя из особенностей процесса заключения страхового соглашения и применимых к нему правил. Главное заключается в том, что страховщику нужна полная, подробная и достоверная информация для определения степени вероятности возникновения страхового события и размера потенциального ущерба.
Для этого компания выдвигает вполне обоснованные требования для получения и анализа следующих сведений:
- Осмотр имущества, условий его хранения, проведение оценки.
- Изучения медицинских документов, указывающих на состояние здоровья клиента.
- Изменения в обстоятельствах, которые могут влиять на увеличение риска возникновения оговоренных ситуаций. Это в равной степени обязанность, как страхователя, так и выгодоприобретателя.
Таким образом, страховая тайна — это совокупность конфиденциальной информации, раскрывающей личные и имущественные качества заинтересованных в своем благополучии клиентов компании. Если им является юридическое лицо, то определение тайны страхования носит уже служебный и коммерческий характер, но с таким самым ограничением по ее хранению в секрете от третьих лиц.
Законодательная база
В России разработано и введено в действие ряд нормативных актов, регламентирующих правила предоставления, использования информации с ограниченным доступом, а также ответственность за ее разглашение.
На сегодняшний день в этом правовом поле действуют законодательные документы:
- Уголовный кодекс;
- Кодекс про административные правонарушения;
- Гражданский кодекс;
- Закон от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»;
- Закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;
- Закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Ограничение режима тайны страхования
Хранение имеющихся секретов, доверенных ей клиентом, компания осуществляет с соблюдением мер, максимально ограничивающих к ним доступ посторонних лиц. А те работники, которые непосредственно работают с подобными сведениями, могут давать в обязательном порядке расписку о неразглашении.
Тем не менее, в законодательстве имеются положения, согласно которым информация может быть предоставлена третьим лицам, но с соблюдением правил ведения переписки.
К подобным прецедентам относятся подлежащие выполнению требования от таких органов:
- судебных инстанций всех наименований и уровней;
- органов государственной власти;
- правоохранительных органов;
- органов местного самоуправления;
- физических и юридических лиц, являющихся собственниками имущества или акционерами страховых компаний.
Суть таких полномочий заключается в необходимости получения полной картины обстоятельств расследований правонарушений, претензий, составления краткосрочных и перспективных планов. То есть, передаче на законных основаниях подлежит та информация, которая затрагивает профессиональные и имущественные интересы граждан и компетентных структур.
Ответственность за нарушение тайны страхования
Ответственность за нарушение данного пункта соглашения наступает в тех случаях, когда имеются доказательства, что из-за разглашения закрытой информации клиент понес моральный, материальный ущерб или доказан соизмеримый в финансовом плане вред для его здоровья. Перечень сведений, не подлежащих огласке, прописан в законодательных актах и является основанием для предъявления претензий.
При доказательстве виновности страховщик может быть привлечен к гражданско-правовой, материальной и уголовной ответственности в зависимости от тяжести последствий от неправомерного разглашения данных договора страхования и сопутствующих обстоятельств.
Каждый гражданин имеет законные права, в том числе и на защиту своих персональных данных. При их нарушении нужно обращаться в суд и добиваться справедливой компенсации ущерба.
.