Если вдруг автоинспектор останавливает автомобиль, это вызывает душевную тревогу даже у тех владельцев транспортных средств, у которых все документы находятся в абсолютном порядке. Но, большинство автолюбителей осознают: если требование сотрудников ГАИ предъявить им водительское удостоверение, бумаги на владение ТС вполне понятны,то требование о предъявлении страхового полиса вызывает непонимание. «Обязан ли водитель предъявлять страховой полис инспектору ДПС?» — ответ на этот вопрос содержится в данной статье.
- Когда предъявляется страховка сотруднику ГАИ
- Необходимо ли в 2020 году демонстрировать страховку гаишнику в России
- Какой документальный пакет в 2020 году нужно предоставлять сотрудникам ГИБДД по требованию
- Законодательная база
- Существует ли необходимость наличия страхового соглашения в автомобиле
- Основные правила инспекции ОСАГО
- Возможные проблемы при использовании электронного полиса ОСАГО
- Автоинспектор не желает принимать Е-ОСАГО : как поступить?
- Каким образом сотрудник ГАИ проверяет электронный полис
- Водитель не передаёт страховой полис: какие действия последуют со стороны автоинспектора
- Резюме
- Видео по теме статьи
Когда предъявляется страховка сотруднику ГАИ
Согласно ПДД, полис страховой защиты должен предъявляться автоинспектору, когда обязательство по ОСАГО регламентировано ФЗ. Предоставлять бумаги для инспекции сотруднику ГИБДД автолюбитель должен во всех случаях, когда инспектор законно тормозит его машину.
При плановых рейсах, такая проверка не навязывается законом, но, понимая специфику ГАИ, автолюбителям всё же разумнее предоставить документы. За поездку без страховки положено наложение штрафной санкции: объективных причин, не показывать полис, нет. Не во всех ситуациях автоинспектор может производить проверку ОСАГО. Таким образом, вопрос о необходимости/законности подобных проверок не теряет своей актуальности и сегодня.
В момент, когда автоинспекторы тормозят ТС с целью проверки документов, зачастую предоставить страховку не просят из-за того, потому что могут самостоятельно осуществить проверку по базе РСА.
Необходимо ли в 2020 году демонстрировать страховку гаишнику в России
Многих начинающих водителей интересует: нужно ли показывать бумажную страховку гаишнику в России? Начиная с 2019 года, Государственной Думой одобрен в первом чтении, полезный законопроект, запрещающий предъявление регрессивных требований по обязательному страхованию к пешеходам – виновникам ДТП, в которых они травмировались.
Этот законопроект уравнивает в значимости электронные/бумажные полисы: они будут считаться единым видом ОСАГО. Тогда, на вопрос: «Обязан ли водитель предъявлять страховку инспектору ДПС в бумажной версии?», — прозвучит отрицательный ответ. Единственное, что будет требоваться автолюбителям для предъявления гаишникам – это номерной код полиса ОСАГО.
Если поправки будут приняты, инспектор не сможет требовать предоставления бумажного страхового носителя, а СК смогут существенно экономить на приобретении у «Гос. знака» дорогостоящих бланков строгой отчётности, оснащённых специальной защитой. При этом законодательная норма, которая позволяет получить от СК страховку на фирменном бланке, сохранится. Значит, абсолютного перехода к электронной автогражданке, на территории РФ, в ближайшее время, так и не случится.
Госдумой документ был принят в первом чтении, затем инициатива подвергнется основному второму, третьему чтениям. Если инициатива будет одобрена, она сможет вступить в силу лишь через шесть месяцев после официального опубликования.
Соответственно, если принятие случится «без шероховатостей», реальные перемены станут заметны. А, ситуация сегодняшнего дня такова, что шофёры, находясь в пути, обязаны иметь при себе или обыкновенный бумажный полис, или распечатанный электронный.
Какой документальный пакет в 2020 году нужно предоставлять сотрудникам ГИБДД по требованию
В тексте свода законов «об ОСАГО» чётко прописано, каждый автолюбитель – это лицо, обязанное предоставлять свою страховку в трёх ситуациях:
- в случае аварии;
- при несоблюдении ПДД;
- при снятии машины с регистрации.
Пункт 2.1.1. ПДД утвердительно отвечает на вопрос: имеет ли право автоинспектор осуществлять инспекцию? Производя проверку, сотрудник ГАИ должен: представиться, указать должность, обозначить причину торможения.
Соответственно, ответной обязанностью собственника ТС является предоставление документального пакета, состоящего из:
- водительского удостоверения;
- документов, имеющих регистрационное значение;
- страхового полиса.
Этот список является обязательным для всех шофёров, независимо от ситуации. Отвечая на вопрос: «Имеет ли право сотрудник ГАИ требовать предъявить вышеперечисленные бумаги?», – ответ будет положительным. В свою очередь, водитель обязан предъявить ОСАГО автоинспектору. При этом, страховка не должна быть просроченной, а на водительском кресле обязан находиться гражданин, указанный в полисе.
Законодательная база
Регламентом всего спектра вопросов, относительно обязательного страхования, занимается закон «Об ОСАГО».
Следуя этому закону (п.1, ст. № 4), все автолюбители обязаны оформлять соглашения по ОСАГО. В противном случае, ТС признаётся непригодным к движению по дорогам общего пользования.
Содержание п. 2.1.1., ст. № 2 ПДД информирует следующее: при движении на машине, шофёр обязан брать с собой, а также предоставлять автоинспектору свою страховку. Но, при этом, у автоинспектора должны быть объективные причины для осуществления ревизии человека за рулём.
Содержание п. 106 админ. регламента ГИБДД говорит, что в состав подобных требований входят:
- факт фиксации нарушения ПДД;
- факт наличия ориентировок по конкретному автомобилю;
- факт проведения специализированных акций/операций, направленных на предупреждение ДТП;
- факт нарушения шофёром требований безопасной езды (сильная тонировка стекол и пр.).
Содержание п. 84.13 Административного Регламента ГАИ информирует о том, что у автоинспектора есть полное право тормозить автомобиль для ревизии документов на возможность управления ТС, а также бумаг на машину.
Существует ли необходимость наличия страхового соглашения в автомобиле
Многих автолюбителей интересует: «Входит ли в обязанности автопилота контролировать присутствие полиса ОСАГО в своей машине?». Правилами ПДД не регламентируется то, в какой форме должен храниться и предоставляться страховой полис сотрудникам ГАИ. Проблема усложняется тем, что большинство людей оформляют ОСАГО способом «онлайн», получая его на компьютерную почту в электронном виде.
За расшифровкой требований ПДД п. 2.1.1., информирующих о хранении/предоставлении автоинспекторам обязательной страховой защиты, следует обращаться на сайт РСА , в котором говорится следующее: хранить/показывать страховку для инспекции сотрудникам ГАИ, следует в бумажном варианте.
Если шофёр – не хозяин эксплуатируемой машины, электронная страховка собственника не считается надлежащей. Владелец авто должен оформить отдельное соглашение по ОСАГО, с учётом всего периода пользования машиной, иначе автоинспектор может произвести наложение штрафных санкций: на собственника/на незаконного водителя.
Выплачиваются следующие штрафы:
- за езду без полиса – 500 руб.;
- за неоформление полиса – 800 руб.;
- за езду на машине в период, не обозначенный в страховке – 500 руб.;
- за шофёра, который не указан в страховке – 800 руб.
Основные правила инспекции ОСАГО
Инспектору ГИБДД, остановившему автомобиль, необходимо совершить следующие действия, согласно Пр. № 185, п. 19-20:
- Представиться, указав звание, должность, ФИО.
- Озвучить причину/цель остановки.
- Продемонстрировать удостоверение, если этого потребует водитель.
Если названная причина – ни авария, ни нарушение ПДД, ни снятие ТС с регистрационного учёта, инспектор не имеет оснований производить проверку наличия ОСАГО у человека за рулём. К примеру, когда машина тормозится с намерением использовать водителя в качестве понятого, для оказания помощи сторонним участникам дорожного движения и пр.
Когда основание торможения ТС совпадает с вышеперечисленными причинами, гаишник имеет право потребовать у шофёра предъявить полис страхования стандартного образца.
Возможные проблемы при использовании электронного полиса ОСАГО
До того момента, пока не ввели электронные полисы, любой шофёр должен был брать с собой страховку, размером с лист форматом «А4», заверенный СК. После предъявления страховки, инспектор ГИБДД проверяет страховку на предмет её подлинности, сверяясь с информацией ВУ.
«На заре» создания сервисов, процедура получения/пользования электронными полисами была сопряжена с массой проблем. К примеру, некоторые СК на своих сайтах предлагали купить ОСАГО, но, при этом, сервисы работали с большими зависаниями. Многие СК осознанно создавали подобные препятствия во внедрении электронных продаж ОСАГО по причине того, что при онлайн — оформлении нет возможности продать хозяину ТС страховку, с увеличенным набором доп. услуг.
Сегодня ведётся активная борьба с мошенничеством в сфере онлайн — страхования. Основные проблемы пользования Е-ОСАГО уже благополучно решены.
Такой полис имеет множество плюсов:
- не имеет комиссионного сбора при оформлении;
- оформляется доступно, оперативно;
- легко печатается.
Оформлять электронный полис особенно удобно людям, проживающим на значительных расстояниях от офисов СК: достаточно всего лишь заглянуть на «территорию» сайта страховщика, отправив требуемую информацию. При оформлении Е-ОСАГО, накопленный ранее коэффициент бонус-малус никуда не девается.
Единственная сложность электронного страхования заключается в том, что отсутствует возможность внесения корректировок в страховой договор. Посредством интернета невозможно добавить/исключить шофёров, изменить паспортные данные: для этого придётся идти в офис СК. Но, есть надежда, что в ближайшее время эта проблема будет решена.
Автоинспектор не желает принимать Е-ОСАГО : как поступить?
Многие автолюбители жалуются: когда предоставляется распечатанный электронный полис ОСАГО инспектору ГИБДД, тот оказывается его принять.
Ревизия электронной страховки не требует много времени. Если гаишник откажется обращаться к сервису, объясняя это отсутствием доступа к нему, то это уже не является проблемой человека, сидящего за рулём. Назначенную штрафную санкцию несложно аннулировать в случае, когда номерной код ОСАГО, на самом деле, занесён в реестр.
Каким образом сотрудник ГАИ проверяет электронный полис
Процесс инспекции электронной страховки аналогичен проверке обычной стандартной страховки. В случае, когда при произведении осмотра электронной страховки, у инспектора возникают претензии, он должен обратиться к ИМТС, либо базе РСА: потребуется VIN, а также гос. номер ТС. Точно так же можно осуществить проверку по номерному коду на распечатке.
Водитель не передаёт страховой полис: какие действия последуют со стороны автоинспектора
Оформленная по всем правилам страховка не освобождает от обязательства брать её с собой при управлении ТС. Перед отправлением в путь, все шофёры должны контролировать факт наличия комплекта базовых документов, включающих: бумаги на машину, на человека за рулём, страховой договор.
Пренебрежение данным требованием влечёт за собой административное наказание, включающее составление протокола о факте правонарушения (п. 2, ст. № 12.3 КоАП). В наши дни, гаишники не могут применять такие карательные меры, как: эвакуация ТС на территорию штрафстоянки, отвинчивание номерных знаков.
Нередко в результате проверки обнаруживается, что за рулём автомобиля находится гражданин, не указанный в полисе.
В этой ситуации гаишник может назначить выплату штрафа сразу обоим фигурантам, шофёру и хозяину машины:
- за факт предоставления машины стороннему гражданину, у которого нет на это оснований – владельцу ТС.
- за факт отсутствия необходимых страховых бумаг – лицу, управляющему авто.
Обязательное страхование уже много лет является обязательным элементом базового пакета документов: его надлежит иметь на руках каждому российскому автомобилисту. Оформление онлайн страхования может избавить от повинности распечатывания/хранения копии Е-ОСАГО на бумаге.
Резюме
На вопрос: «Необходимо ли возить с собой распечатку электронного полиса?», — отвечает закон ПДД: пункт 2.1.1. Он обязывает каждого гражданина, находящегося за рулём, иметь в машине весь комплект документов, включающий в себя и полис ОСАГО. Не исключено, в скором времени российские шофёры обретут долгожданную свободу от требования предъявлять автоинспекторам страховку: уже сегодня проходит тестирование сервиса автоматической информационной проверки.