«Ингосстрах» – один из крупнейших страховиков в РФ. Соответственно, компания позволяет оформить полис ОСАГО. Перед подписанием договора об обязательном страховании ответственности водителя владелец ТС обязан предоставить диагностическую карту.
Что такое диагностическая карта
Диагностическая карта – это документ, который подтверждает факт прохождения ТО (все ранее выданные талоны старой формы принимались при оформлении ОСАГО только до 2015 года). Документ выглядит как лист в формате А4, где в табличной форме описывается информация о состоянии автомобиля. Также в карте содержится отчет о соответствии ТС требованиям безопасности для передвижения по дороге. В документе имеется информация и о сроке действия – водитель обязуется повторно пройти ТО до того, как старый талон перестанет считаться действительным.
Карта заверяется подписью технического специалиста, который проверял узлы ТС. Сотрудники СТО несут полную ответственность за оформление диагностической документации и соблюдение требования законодательства при проведении ТО.
Карта обязательно составляется в письменной форме в 2 копиях – одна отдается собственнику машины, вторая остается у СТО (хранится в течение 3 лет). Также документ оформляется в цифровой форме, чтобы быть занесенным в общую информационную систему (ЕАИСТО) – там она хранится в течение 5 лет после осмотра.
При покупке бывшего в употреблении ТС не обязательно повторно проходить ТО. Если у старой карты срок действия не вышел, то новый владелец не должен беспокоиться об осмотре (факт смены владельца не влияет на диагностику).
Если документ будет утерян или испорчен, то дубликат выдается в любом СТО в день обращения. Для этого используются данные, которые хранятся в единой цифровой базе. За повторное оформление оператор имеет право потребовать 300 рублей (государственная пошлина).
Возить с собой карту не обязательно. Она используется только для покупки полиса. Согласно международным стандартам, документ доказывает допуск авто к дорогам не только в пределах РФ, но и за границей.
Где и как получить диагностическую карту
ОСАГО выдается в «Ингосстрах», если водитель предъявит диагностическую карту, полученную в аттестованном техническом центре. Это значит, что страховая компания не имеет право оказывать услуги в качестве оператора (без наличия лицензии). Однако страховщик может предоставить список рекомендуемых СТО. Это могут быть компании партнеры или любые сертифицированные центры, расположенные рядом с отделением.
Клиент вправе воспользоваться рекомендацией страховщика, но может и отказаться от направления в партнерскую фирму. При желании, страхователь приносит готовую карту, оформленную в любом СТО с лицензией.
Онлайн получение диагностической документации считается незаконным. Однако в процедуре стоит разъяснить нюансы:
- во время ТО специалист должен осмотреть состояние всех узлов автомобиля – это невозможно сделать в онлайн режиме;
- некоторые компании предлагают поддельный документ и вносят его в реестр – при обнаружении подмены обе стороны будут оштрафованы;
- в онлайн-режиме может быть предложена только запись с целью посещения СТО (или получение цифровой карты, если автомобиль уже находится в сервисе и был осмотрен).
Если водитель попадет в аварию по причине технической неисправности, то ответственность возлагается на ТО, проводившее диагностику.
Необходимые документы для получения
Для прохождения ТО придется подготовить перечень документации:
- удостоверение личности – внутренний паспорт гражданина, водительские права или др.;
- доказательство регистрации ТС – ПТС, если авто не было зарегистрировано;
- доверенность – если ТО оформляется представителем владельца, то ему понадобится нотариальная доверенность.
Больше никаких документов сотрудники сервиса потребовать не могут. Однако бывают исключения, когда номера на кузове не совпадают с регистром. В таком случае технический специалист может потребовать дополнительные бумаги для сверки информации (автомобиль может числиться в угоне).
Главные аспекты карты
С 2019 года в законодательство внесены изменения, связанные с процедурой прохождения ТО. Например, подверглась корректировке стоимость диагностической карты:
- цена за осмотр для водителей с группой «В» установлена в пределах 300-800 рублей;
- для грузовых автомобилей – от 700 до 1 650 рублей (дополнительные госпошлины в этом случае не предусматриваются).
Также водитель должен учитывать аспекты:
- Сотрудники СТО обязаны сфотографировать этапы проведения осмотра (параллельно они заносят данные в единую информационную базу).
- Карта должна быть оформлена не только в бумажной, но и в цифровой форме (обязательно наличие подписи специалиста). Если между документальным и электронным вариантом имеются разногласия, то в приоритете считается второй.
- Закон утвердил методику расчета пропускной способности операторов сервиса.
- Теперь ГИБДД может инициировать внезапные проверки СТО.
- Водитель может получить карту в передвижном мобильном пункте ТО.
- Цифровой документ сохраняется в базе в течение 5 лет. Владелец машины получает лишь ее распечатанный вариант.
- Карта может быть аннулирована, если РСА заберет у СТО лицензию за найденные нарушения.
Последствия нарушений требования предоставления диагностической карты
В 2019 году были изменены и штрафы, которые полагаются за нарушение правил:
- Если водитель ездит без оформления ТО, то он заплатит 2 000 рублей.
- Сотрудники СТО могут получить штраф или отправиться в тюрьму за серьезные нарушения и выдачу карт без осмотра (до 10 000 рублей для технических специалистов, от 300 до 500 тысяч рублей для юрлиц, уголовная ответственность в случае серьезных последствий).
Оформление ОСАГО без диагностической карты
ОСАГО не может быть оформлено без прохождения ТО. Карта может не потребоваться, если она была ранее оформлена и ее срок действия еще не вышел (например, при продлении договора). Также ТО не нужно, если автомобиль был куплен недавно и выпущен менее 3 лет назад.
Диагностическая карта – это важный документ, доказывающий соответствие ТС требованиям для езды по общественным дорогам. Без него ОСАГО не может быть оформлен, так как это нарушает регламент.