Согласно российскому Гражданскому Кодексу, вред, причинённый гражданину или его имуществу, должен полностью возместить тот, кто его нанёс (ст. 1064 ГК РФ). Эта статья распространяет своё действие и на лиц, занимающихся перевозками людей и грузов. Страхование ответственности перевозчика (СОП) служит гарантией того, что в случае аварии или другого ЧП пострадавшие или их правопреемники получат компенсацию за полученный ущерб.
- Что собой представляет СОП и как работает защита
- Особенности страховки
- Что даёт страховка
- Какая бывает страховка и какие риски она покрывает
- Условия страхования
- Стоимость и тарифы
- Штрафы и ответственность за отсутствие страховки
- Как заключить договор ОСГОП
- Процедура оформления страховых выплат
- Исключения из страхового покрытия
- Видеофайлы
Что собой представляет СОП и как работает защита
Под обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) понимают систему мер, регулируемую законом и преследующую три цели:
- Выдача компенсации за причиненный в пути вред не только жизни и здоровью граждан, но и их имуществу. Причём не имеет значения, каким транспортом осуществляли перевозку.
- Формирование общих правил по возмещению ущерба.
- Утверждение единого порядка, согласно которому выгодоприобретателю будет возмещён вред.
Поскольку страхование гражданской ответственности является обязательной процедурой для лиц, осуществляющих перевозку людей и грузов, то вести свою деятельность, не имея такой страховки, категорически запрещается. Это вселяет надежду, что лица, занимающиеся перевозкой, законопослушные граждане и при наступлении страхового случая, пострадавшие гарантированно получат компенсацию, а причинённый вред будет возмещён.
Особенности страховки
Порядок и условия ОСГОП регулируются законом, принятым Гос.Думой 25.05.2012 г. № 67-ФЗ. Лицо, занимающееся пассажирскими перевозками, не зависимо от статуса (физическое, юридическое, ИП), обязано заключить договор обязательного страхования, страховка по которому покроет риски, при наступлении страхового события. От повинности освобождаются предприниматели, транспортирующих людей на легковом такси.
Перевозчик, нарушивший эту установку и перевозящий людей без договора страхования ответственности, при выявлении этого факта привлекается к ответственности, посредством взыскания с него сэкономленной суммы. Если же в период отсутствия страховки произошло ЧП, в результате которого нанесён вред пассажирам, их имуществу или же перевозимому грузу, собственник ТС обязан полностью возместить вред. Сумма будет эквивалентна той, которая была бы начислена, будь у него страховка.
Исключением является случай, когда перевозка людей транспортом, рассчитанным более чем на 8 мест, осуществлялась в личных целях.
Контроль над исполнением законодательства перевозчиком осуществляют органы исполнительной власти, а именно, Федеральная Служба по надзору в сфере транспорта:
- водного;
- железнодорожного;
- автотранспорта и дорожного хозяйства.
Авиаперевозки контролирует Госавианадзор.
Проверка производится простым выявлением факта наличия договора ОСГОП. Проверочные рейды могут быть:
- плановыми;
- внеплановыми;
- по поступившим жалобам.
Перевозчику не выгодно уклоняться от заключения страховки, поскольку его имущественные интересы и служат объектом страхования.
Что даёт страховка
Пока действует договор, страхующий ответственность перевозчика пассажиров, при происшествии, компания-страховщик будет возмещать страховку.
Перевозчику остаётся соблюсти процедуру, проинформировав всех потерпевших:
- о их правах;
- о том, как оформить выплаты, компенсирующие нанесённый вред;
- о компании, являющейся страховщиком, и куда будут обращаться пострадавшие за компенсацией;
- о номере договора, на который будут ссылаться выгодоприобретатели.
Какая бывает страховка и какие риски она покрывает
Страховка может быть обязательной и добровольной. Первая – регулируется на уровне законодательства, поэтому выплаты по ней строго фиксированы и имеют определённые рамки. Вторую – выбирает сам страхователь, он определяет набор рисков, которые хотел бы застраховать, соответственно выплаты по ним будут соответствовать прописанным в договоре пунктам.
В случае наступления страхового события, под которым подразумевают обстоятельства, возникшие в период действия полиса и обязывающие возместить причинённый ущерб, суммы по каждому риску разделяют, а именно:
- при летальном исходе, обязаны выплатить не менее 2,025 млн рублей;
- если нанесли вред здоровью – в размере не менее 2 млн рублей;
- если пострадало имущество – в р-ре не меньше 23 тыс. рублей.
Перевозчик, занимающийся транспортировкой грузов, может дополнительно застраховать свои риски, путем заключения договора добровольного страхования, тем самым расширив их покрытие.
Такая страховка охватывает следующие риски:
- ДТП;
- пожар;
- взрыв;
- опрокидывание ТС;
- перегрев или переохлаждение груза;
- обрушение моста;
- ЧП в ходе погрузки-выгрузки;
- кража, грабёж и разбойное нападение.
Страхование грузов покрывает риски по их:
- утрате;
- гибели;
- повреждению.
При условии, что груз был принят к перевозке или экспедированию в соответствии с постулатами международных транспортных конвенций. Например, для трансграничных автомобильных перевозок – международной Конвенцией “О договоре международной дорожной перевозки грузов” (Конвенция Дорожных Перевозов Грузов, сокращённое международное название – CMR) от 1956 года.
Условия страхования
Сумму страховки рассчитывают для каждого страхового случая, она не может быть изменена, пока действует договор. Исключением являются существенные обстоятельства, которые повышают возможность наступления страхового случая.
Стоимость и тарифы
Тариф страховки определяют, учитывая все прописанные в договоре риски, которые рассчитываются на одного пассажира, а также исходя из:
- вида транспорта и перевозок;
- условий по франшизе;
- дополнительного покрытия.
Страховая премия будет исчисляться количеством пассажиров, умноженным на сумму и тариф по каждому риску.
Вычисляют общую сумму страхового взноса, сложив все части, получившиеся по каждому из рисков по видам транспорта и перевозок.
Штрафы и ответственность за отсутствие страховки
Согласно статье 11.31. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ сумма штрафа за нарушение правил ОСГОП, будет зависеть от статуса нарушителя:
- должностному лицу – 40-50 тыс. рублей;
- юридическому – от 500 тыс. до 1000 тыс. рублей.
Последствия скрытия перевозчиком сведений о страховщике и/или договоре ОСГОП – наложение штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей;
- на юридических лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
Помимо уплаты пошлины по административному протоколу, перевозчик, нарушивший законодательство, обязан в полном размере возместить ущерб, полученный при транспортировке, причём на таких же условиях, как если бы у него была страховка.
Как заключить договор ОСГОП
Обратившись в страховую компанию, заполняют бланк заявления и прилагают следующие документы:
- Копию(-ии) лицензии(-ий) и/или других разрешительных документов на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров только тем транспортом, который оговорен в заявлении.
- Документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении, необходимые для вычисления суммы страхового взноса.
Заключая договор, страхователь должен сообщить страховщику обо всех обстоятельствах, влияющих на определение страховых рисков, это может быть:
- техническое состояние ТС;
- меры безопасности, которые обеспечиваются перевозчиком;
- кол-во перевезённых пассажиров;
- тарифы за проезд;
- кол-во маршрутов;
- сумма вмененного налога (для тех, кто применяет данную систему налогообложения);
- кол-во ТС, находящихся в собственности у страхователя;
- для водного транспорта – срок навигации;
- сведения о том, был ли причинён вред пассажирам за последние пять лет.
Пока срок договора не истёк, страхователь обязан оповещать страховщика обо всех изменениях обстоятельств, влияющих на сумму, начисляемую по страховым рискам, в сторону её увеличения.
Оплата по договору вносится не только разово, но и по частям, это тоже оговаривается в условиях. Причём, если происшествие произошло в момент, когда перевозчик допустил просрочку по платежу, страховщик вправе не только потребовать оплату по договору, но и получить проценты за неустойку.
Процедура оформления страховых выплат
В результате происшествия, при котором пострадали люди и их имущество, страховщик, согласно договору, выплачивает страховку всем пострадавшим. В обязанность компании-перевозчика входит незамедлительное оповещение страховщика о случившемся, а также о том, какие претензии предъявляют виновнику пострадавшие. Сделать это нужно, уложившись в два рабочих дня. Если страхователь сам возместил вред пострадавшим, он также уведомляет об этом страховщика в течение двух дней и представляет документы, отражающие сумму оплаты.
Для получения страховки пострадавший либо его наследник предоставляет следующие правоустанавливающие док-ты:
- паспорт гражданина или иное удостоверение личности;
- проездной документ (билет);
- справка о ДТП;
- медицинское освидетельствование состояния здоровья;
- оценка эксперта, определяющая стоимость поврежденного имущества;
- при летальном исходе – св-во о смерти.
Сумма, которую обязаны выплатить:
- В случае гибели потерпевшего выплаты эквивалентны сумме, прописанной по данному риску в договоре ОСГОП на одного пассажира.
- За подорванное здоровье, возмещаемый размер также рассчитывают основываясь на сумму, прописанную по данному риску в соглашении ОСОП.
- Если пострадало имущество, каждому пассажиру выплатят за каждый килограмм багажа по 600 рублей и 11 тыс. рублей за остальное имущество, если только он не докажет, что материальный ущерб нанесён в большем размере.
Если сумма выплат рассчитывалась по риску «вред здоровью» и была выплачена, а пострадавший вскоре умер, то наследники вправе требовать дополнительные выплаты. В случае летального исхода, также будут оплачены расходы на захоронение (максимум 25 тыс. рублей).
Исключения из страхового покрытия
Обстоятельства, при которых страховая компания не будет оплачивать страховку:
- Если происшествие случилось от ядерного взрыва, военных действий, забастовок и других чрезвычайных ситуаций.
- Если ЧП произошло вследствие умышленных действий выгодоприобретателя.
- Если сумма ущерба меньше или равна прописанной в договоре франшизе.
- Если отсутствуют или не полностью предоставлены документы, свидетельствующие о наступлении страхового случая.
Можно получить отказ от выплаты компенсации, когда не доказан факт, причитающейся суммы страховки.
Итак, СГОП не только обязательная повинность, но и в случае происшествия – «подушка безопасности» для страхователя. Для пассажира – это гарантия того, что в случае причинения вреда ему или его имуществу, он или его наследник получит материальную компенсацию, эквивалентную размеру ущерба.