Страховой омбудсмен – специалист, решающий споры между страховыми компаниями и страхователями. Соответствующий закон начал действовать в России с 01.06.19 г., что было сделано для разгрузки российских судов и снижения количества исков автолюбителей к автостраховщикам.
- Кем является финансовый омбудсмен ОСАГО по страховым случаям
- С какими проблемами можно к нему обратится
- Реестр компаний, с которыми сотрудничает омбудсмен
- Порядок и правила подачи заявления к финансовому уполномоченному
- Причины отказа в рассмотрении заявления
- Размер госпошлины и сборы за обращение к омбудсмену
- Что делать, если потребитель не согласен с решением финансового уполномоченного
- Как оспорить решения омбудсмена в суде
- Как стать финансовым омбудсменом в страховании
- Вывод
- Видео по теме статьи
Кем является финансовый омбудсмен ОСАГО по страховым случаям
Основная функция страховых омбудсменов в России – защита прав автовладельцев в сфере кредитования и страховой деятельности. Услуги такого типа оказываются безвозмездно, поэтому каждый гражданин имеет возможность бесплатно обратиться к специалисту.
Закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» предполагает формирование системы, посредством которой граждане РФ смогут до подачи заявления в судебные инстанции в досудебном порядке разрешить споры с компаниями, работающими в сфере страхования и кредитования.
С какими проблемами можно к нему обратится
Подать обращение к омбудсмену по ОСАГО можно в тех ситуациях, когда между страхователем и страховой компанией возник спор относительно размеров, факта получения полагающейся по страховому договору компенсации, когда автовладелец стал пострадавшим в автомобильной аварии и его требуется отремонтировать машину или оплатить лечение по причине полученных в ДТП травм и ущерба.
Институт финансовых омбудсменов по ОСАГО в России был создан с целью разгрузки судебных инстанций, которые сейчас буквально завалены исками и жалобами от автовладельцев (страхователей по ОСАГО) к страховщикам, которые не исполняют, либо исполняют не в полной мере обязательства по заключенному соглашению.
Основное правило – размер претензий не должен быть более 500 т. р. Если предполагается взыскание с автостраховщика большей суммы, финансовый омбудсмен подобным делом заниматься не будет – автовладельцу нужно обращаться в суд.
Реестр компаний, с которыми сотрудничает омбудсмен
В соответствии с законодательными требованиями существует специальный реестр финансовых организаций, которые обязаны заниматься организацией взаимодействия с финансовым омбудсменом в отношении прав потребителей.
В этот реестр входят все компании, работающие в Российской Федерации в следующих сферах:
- автострахование (ОСАГО, ДСАГО, страхование различных средств наземного транспорта, за исключением ж/д);
- страхование (за исключением компаний, которые занимаются обязательным медстрахованием);
- предоставление микрофинансовых услуг;
- предоставление кредитов разных видов (в том числе ломбарды);
- формирование пенсионных фондов (негосударственные фонды).
Порядок и правила подачи заявления к финансовому уполномоченному
Принцип взаимодействия с государственным финансовым омбудсменом по ОСАГО и иным вопросам строится следующим образом:
- На первом этапе необходимо обратиться к автостраховщику, к которому имеются претензии. В том случае, если ответ организации не устраивает или его не последовало, то вы имеете право подать обращение к страховому омбудсмену.
- Перед тем, как направить обращение, необходимо уточнить, есть ли ваша страховая компания в реестре организаций, взаимодействующих с омбудсменом. Для этого нужно перейти по ссылке на официальном сайте государственной службы https://finombudsman.ru/finansovyye-organizatsii/.
- После получения отказа от своей страховой и изучения реестра надо направить обращение омбудсмену. Допускается электронная и стандартная письменная формы. Для создания заявления нужно зарегистрироваться на сайте службы и зайти в личный кабинет. К заявлению надо приложить пакет требуемой документации.
- В течение трех рабочих дней после подачи заявления направляется уведомление о том, что оно принято к рассмотрению или рассматриваться не будет (на email и номер мобильного телефона).
К созданному заявлению необходимо приложить большой перечень документов (качественные фотографии или сканы). Пакет обязательной документации выглядит следующим образом:
- копия заявления с претензий, которое ранее было направлено в страховую фирму (образец);
- копия ответа автостраховщика (если он был отправлен компанией);
- копия страхового договора (бланка ОСАГО);
- копия иных бумаг, имеющих непосредственное отношение к предмету спора;
- копия генеральной доверенности (если интересы заявителя представляет иное лицо);
- копия квитанции по оплате пошлины (услуга платная, если заявитель уступил право требования к страховой компании третьим лицам).
Причины отказа в рассмотрении заявления
Страховой омбудсмен имеет право отказать в рассмотрении обращения в следующих случаях:
- страхователь не обращался с претензией к автостраховщику (поэтому не приложил соответствующий документ вместе с заявлением к финансовому уполномоченному);
- страховая компания не включена в реестр организаций, которые взаимодействуют с финансовым омбудсменом;
- заявитель требует от страховщика более 500 000 рублей;
- истечение трехлетнего срока с момента нарушения права заявителя;
- дело по предмету спора находится на судебном рассмотрении, либо уже рассмотрено и вынесено судебное решение;
- заявитель уже подавал аналогичное обращение к финансовому уполномоченному;
- в предмет спора входят вопросы по выплатам, связанным моральным ущербом, возмещением убытков в виде упущенной выгоды;
- урегулирование осуществляется посредством процессов медиации;
- вопросы в заявлении связаны с банкротством физлиц и юрлиц;
- заявление является нечитаемым, содержит оскорбления, нецензурную лексику, угрозы.
Размер госпошлины и сборы за обращение к омбудсмену
Подача заявления, рассмотрение вопроса, вынесение решения – это бесплатные услуги, которые предоставляются финансовым омбудсменом на безвозмездной основе. Поэтому оплата каких-либо пошлин и сборов, если обращение подается страхователем или его законным представителем, не производится.
В ситуации, когда страхователь передал право требования к страховой компании третьим лицам, взимается пошлина в размере 15 тыс. рублей за каждое поданное заявление.
Что делать, если потребитель не согласен с решением финансового уполномоченного
Если заявитель не согласен с решением страхового омбудсмена, то он имеет возможность в течение 30 суток с момента вынесения решения подать иск в судебные органы, заявив требования к страховой компании по предмету спора. В этом случае надо придерживаться стандартного порядка подачи исков в суд, который установлен российским законодательством.
Как оспорить решения омбудсмена в суде
Заявитель имеет возможность обратиться в судебные органы после подачи обращения к страховому омбудсмену в следующих ситуациях:
- омбудсмен не смог своевременно (в установленные законом сроки) принять решения относительно поданного заявления;
- омбудсмен прекратил рассмотрение обращения или принял решение, с которым заявитель не согласен.
Потребитель страховых услуг также имеет возможность в судебном порядке обжаловать решение, которое было принято финансовым уполномоченным и уже вступило в силу.
Как стать финансовым омбудсменом в страховании
Страховой омбудсмен независим от региональной и федеральной власти. Назначение специалистов такого типа осуществляется решением совета директоров Банка России на срок в 5 лет.
К потенциальным сотрудникам службы предъявляются следующие требования:
- возраст от 35 лет;
- высшее образование (юридической, финансовой направленности);
- опыт работы в сфере финансовых рынков, контроля, надзора, регулирования в этой отрасли, защиты прав потребителей не менее 5 лет, либо опыт работы судьей от 10 лет;
- безупречная деловая репутация;
- отсутствие личного бизнеса (запрещено ведение сторонней коммерческой деятельности);
- отсутствие трудовой занятости в органах власти.
Вывод
Страховой омбудсмен по ОСАГО – государственный финансовый уполномоченный, который призван осуществлять досудебное урегулирование споров между страховыми компаниями и потребителями страховых услуг. Решения омбудсмена можно оспорить в дальнейшем в суде, если они не будут соответствовать ожиданиям.