С оформлением ОСАГО и получением компенсаций всегда возникали проблемы. В 2017 году правительство РФ обязало СК продавать электронные полисы, чтобы упростить процедуру. Однако в реальности все пошло не по плану: убытки компаний в сфере обязательного страхования выросли. Страховщики начали усложнять онлайн оформление, увеличивать время профилактических работ на сайтах. С выплатами ситуация не лучше – иногда приходится пройти через длительный процесс разбирательства, чтобы получить компенсацию. Профессиональная помощь по ОСАГО позволяет решить эти проблемы.
Как без проблем оформить ОСАГО
Самый доступный вариант – самостоятельное оформление. Если водитель уже не в первый раз пользуется услугами страховых компаний, понимает, как происходит процесс, какие нужны документы, то проблем у него возникнуть не должно. Для большинства процедура оформления остается сложной, нужно заполнить более 50 полей: страхователь, собственник, марка и др. (аналогично и с получением компенсации).
Выход – воспользоваться услугами агентов. Они работают на страховую компанию, получая от 5% до 20% стоимости полисов. Например, ОСАГО оценивается в 3-15 тысяч рублей, то в качестве вознаграждения агенту уйдет от 150 до 3 тысяч рублей. Помощники подсказывают, как правильно вписать данные, какая информация и документы нужны для оформления.
Третий способ – довериться РСА. С целью ускорения процедуры выдачи ОСАГО был создан Единый Агент. Если у клиента не получается получить электронный полис на сайте СК, то его перенаправят на портал-агрегатор. Он подберет компанию, которая в данный момент сможет оформить ОСАГО.
Законодательная база
Обязательное страхование регулируется нормами:
- Глава 48 ГК РФ «Страхование»;
- Закон РФ N4015-I «Об организации…» от 1992 года;
- ФЗ N40-ФЗ «Об ОСАГО» от 2002 года.
Таже ОСАГО регламентируется отдельными законодательными Постановлениями, ведомственными и вневедомственными актами и актами от ЦБ.
Документы для оформления
Перечень документации описывается в ст. 15 ФЗ N40-ФЗ. Кроме заявления на оформление ОСАГО понадобится:
- внутренний паспорт (учредительные бумаги – для компаний);
- свидетельство о госрегистрации – для компаний;
- паспорт автомобиля или свидетельство о его регистрации;
- копии водительских прав (всех, кто будет допущен к управлению);
- нотариальная доверенность (если оформлением занимается доверенное лицо).
Также водителю нужно предоставить карту технического осмотра, свидетельствующую об исправности транспортного средства. Если автомобиль был произведен менее 3 лет назад, то диагностика не требуется.
Как получить выплату по ОСАГО
Основанием для выплаты становится наступление страхового случая, описанного в договоре страхования. Водитель может рассчитывать на компенсацию, если виновником ДТП является другая сторона. ОСАГО страхует гражданскую ответственность автолюбителя. Страховые выплаты после аварии являются целевыми деньгами. Они предназначены для возмещения нанесенного ущерба.
Помощь в получении компенсации предоставляют юристы: они заполняют бумаги, урегулируют конфликт с СК. Услуги адвоката позволяют добиться максимальной суммы возмещения, а при разбирательстве взыскать и штрафные надбавки. Для получения страховой выплаты нужно обратиться в страховую компанию.
В каких случаях можно получить выплату
Страховые случае регламентируется законодательством. Главным условием выплаты является наличие полиса у виновника аварии. Если ОСАГО не оформлено, то компенсация ложится на плечи водителя.
Выплаты назначаются гражданам, пострадавшим в аварии, при:
- разрушении или повреждении автомобиля;
- пассажиры, сидевшие внутри пострадавшего ТС, получили увечья;
- соблюдении пешеходами правил дорожного движения (если они пострадали от действий водителя).
Действия при ДТП
При аварии нужно:
- Заглушить мотор, покинуть автомобиль и не сдвигать его с места до приезда ГИБДД.
- Правильно оформить документальные доказательства: европротокол (при решении конфликта без полиции) или схемы работников ГИБДД.
- Оповестить СК о случившейся аварии (можно отправить письмо, позвонить или лично прийти в офис).
- Выслать страховщику извещение о наступлении страхового случая (бланк заполняется на месте аварии совместно с виновником или инспектором дорожной полиции).
- Предоставить ТС для осмотра и оценки объема повреждений, стоимости ремонта.
В конце подается заявление, на основании которого СК ответчика обязуется выплатить компенсацию.
Какую суму выплачивает страховая компания
Согласно части 21 статьи 12 закона «Об ОСАГО» средства пострадавшей стороне перечисляются в границах нанесенного вреда, но не больше максимального ограничения. Нужно учесть, что по новому регламенту страхования, компенсация выплачивается каждому водителю, участвовавшему в ДТП (если они невиновны). Размер выплат для пассажиров определяется в индивидуальном порядке. Если стоимость лечения переходит 500 000 рублей (максимальный лимит), то средства разделяются между несколькими лицами, которые пострадали в аварии.
Что делать при задержке выплат
Согласно регламенту, СК, выдавшая полис виновнику аварии, обязуется компенсировать материальный ущерб и вред здоровью в течение 20 суток с момента поступления заявления о случившемся ДТП. Форма перевода средств определяется в индивидуальном порядке. Исключение – первичные выплаты для погребения лица, погибшего в результате ДТП.
Если СК не выполняет свои обязательства, задерживает выплаты или не объявляет об отказе в течение 20 дней, то на нее будет наложен штраф. Неустойка равна 0,5% от суммы компенсации за каждые сутки просрочки.
Если компания отказывает возместить ущерб, затягивает выплаты или занижает стоимость, то нужно отправить заявление с претензией к начальнику филиала. В документе излагается суть недовольства и перечень документов, способных подтвердить слова (например, если не соблюдены сроки – заявление, в котором проставлена дата подачи). Если претензия не приносит результата, то нужно готовить документы в суд. Рекомендуется собрать все доказательства заранее и нанять юриста. Если удастся доказать, что СК не выполнила свои обязательства, то компания возместит ущерб, стоимость разбирательства и штраф, зависящий от количества дней просрочки.