Страховой случай по КАСКО — наступление одного из событий, которое упомянуто в договоре автострахования. Документ определяет перечень повреждений авто, происшествий и их причины, порядок оформления ДТП и получения компенсации за понесенный ущерб. Все предусмотреть невозможно, да и финансово это накладно, так как каждый новый пункт потенциальных угроз стоит денег. Но, даже если случилось так, что владелец авто предусмотрел неприятность и она свершилась, он должен точно понимать и знать, что делать в таких ситуациях. От этого зависит, сможет ли потерпевший получить страховку или останется сам со своими проблемами.
Какой случай признается страховым по КАСКО

Правовые основы страхования машины прописаны в Гражданском Кодексе (ГК) РФ.
В законодательном акте изложены такие положения:
- ст. 929 — сроки делопроизводства определяются страховой компанией (СК) в рамках действующих правил и договором;
- ст. 961-964 — права и обязанности страховщика.
Кроме того, ст. 158 УК РФ регламентирует порядок возбуждения дела после угона машины.
Чтобы обоснованно обращаться в СК, нужно знать, что входит в перечень страховых случаев по КАСКО. Условно они подразделяются на 2 категории.
- ДТП, произошедшее как на дороге, так и на прилегающей к ней территории:
- угон;
- удар о препятствие на проезжей части;
- умышленные повреждения третьими лицами;
- повреждение или порча стекол, фар, кузова от фрагмента дорожного полотна;
- уничтожение транспортного средства вследствие техногенной или природной катастрофы;
- несчастный случай, причиной которого является человеческий фактор или техническая неисправность.
2. Имущественные повреждения. К ним относятся как кражи отдельных деталей, узлов и механизмов, так и всего автомобиля.
Обратите внимание! Повреждения транспортного средства, подстроенные специально, СК не оплачиваются.
Что такое страховой случай по КАСКО без ДТП

Страховые случаи по КАСКО без ДТП прописываются в договоре, их перечень может быть кратким или расширенным, это зависит от желания владельца машины.
Так, в соответствии с действующими правилами, в документе могут быть прописаны такие причины повреждения или местного ущерба для автомобиля:
- угон, вследствие которого транспортному средству был нанесен урон, требующий ремонта в СТО;
- самовозгорание, вызванное технической неисправностью;
- пожар в гараже или воспламенение от расположенного рядом объекта;
- действия злоумышленников — разбитые фары, стекла, разрезанные колеса, вмятины и царапины;
- падение на авто деревьев, сосулек и снега, строительных материалов с крыши;
- неосторожные действия третьих лиц.
Прежде чем составлять обращение в СК, необходимо уяснить, что не является страховым случаем. Перечень таких обстоятельств довольно обширен, их знание позволит избежать неприятностей.
Как оформить страховой случай по КАСКО

От аварии и кражи имущества не застрахован даже самый осторожный и порядочный водитель, так как он не может влиять на природные явления, человеческий и технический факторы.
При возникновении происшествий с транспортным средством, порядок действий следующий:
- Взять себя в руки, сохранять спокойствие, не поддаваться желанию вступать в конфликты с участниками и виновниками события.
- Достать полис и внимательно изучить его положения, обратив особое внимание на перечень ситуаций и свои права относительно получения страховки.
- При страховом случае позвонить в ГАИ и обрисовать подробности случившегося. Также сообщить о происшедшем страховщику. Это нужно для объективной оценки всех фактов.
- Если произошло ДТП, выставить аварийные указатели. Когда в этом нет необходимости, отвести авто на обочину, чтобы освободить проезжую часть.
- Зафиксировать на видео и фото все детали, имеющие отношение к ЧП. Привязать место оформления ДТП к характерным ориентирам.
- После окончания оформления сотрудниками правоохранительных органов потребовать у них заведения уголовного дела, если имел место угон ТС.
- По окончании всех мероприятий нужно с пакетом документов явиться в контору страховщика, где заявить о своих правах на возмещение ущерба.
Важно! Бумаги сдаются под расписку с указанием даты и времени. При этом у истца должны остаться копии каждого документа.
Требующиеся документы

Чтобы быстро и грамотно оформить страховой случай по КАСКО, необходимо действовать не только оперативно, но и грамотно.
В компанию необходимо предоставить следующие документы:
- удостоверение личности;
- заявление на выделение выплаты по КАСКО;
- права соответствующей категории;
- договор о страховании;
- техпаспорт на машину;
- свидетельство о госрегистрации;
- схема места происшествия, заверенная сотрудником ГИБДД;
- протокол о ДТП;
- фотографии и видеоролики;
- пульт сигнализации и ключи (если они сохранились).
Обратите внимание! Все материалы должны быть составлены грамотно, без исправлений и помарок, заверены уполномоченными органами. В противном случае страховщик может отказать в выполнении своей части договора.
Заявление на получение компенсации


Образцы заявлений :
- Росгосстрах (образец)
- Согласие (образ
ец)
- СОГАЗ (онлайн-заявление — будет совершен переход на официальный сайт СК)
- ИНГОсстрах (образец)
- Альфа-Страх (образец)
- Ренессанс-Страх (
образец)(пример заполнения)
- ВСК (образец)
- ВТБ Страхование (образец)
Образцы взяты с официальных сайтов страховых компаний
Чтобы заявить о своих правах на возмещение ущерба, необходимо подать в СК бумагу соответствующего содержания. Поскольку ГК РФ не регламентирует этот вопрос, то каждая компания разрабатывает свой формализованный бланк. Взять его можно по ссылкам выше, либо в офисе и на сайте страховщика.
В документе необходимо указать такую информацию:
- кому и от кого;
- контактные данные;
- описание происшествия с привязкой к месту и указанием точного времени;
- прошение о возмещении потерь со ссылкой на номер и дату действующего договора страхования;
- список материалов, собранных в ходе и после оформления происшествия с машиной;
- подпись, фамилия, инициалы, дата.
Обратите внимание! Каждая компания устанавливает свои способы приема исков от граждан. Во всех случаях нужно убедиться, что бумага принята и ей присвоен регистрационный номер.
Сроки обращения

Срок подачи заявления прописывается в договоре и он не может превышать установленных законодательством ограничений по времени. В большинстве фирм он составляет 3 рабочих дня. Обращаться в компанию рекомендуется как можно быстрее, лучше сразу после окончания всех разбирательств. Промедление может быть расценено страховщиком, как вариант того, что истец повредил авто умышленно и пытается устранить следы такого действия. Поврежденная машина (если не имел место факт угона) должна быть представлена на экспертизу в течение 5 дней.
СК с условием письменного уведомления клиента может продлить срок по следующим причинам:
- собраны не все бумаги;
- документы составлены с ошибками;
- незакончены разбирательства, имеются спорные моменты;
- клиент без согласования начал ремонт ТС, в результате чего появилась вероятность сокрытия предпосылок ЧП.
Внимание! Началом срока подачи документов является дата принятия решения компанией о наличии страхового случая, а не день регистрации заявления.
Порядок возмещения ущерба

При положительном решении в пользу клиента компания в течение 30 календарных дней, если иное не прописано в договоре, проводит возмещение причиненного ТС ущерба.
Оплата может быть проведена в такой форме:
- наличными через кассу;
- перечисление на банковскую карту;
- оплата услуг СТО;
- восстановление машины в собственной мастерской.
В случае угона подобные действия проводятся после закрытия дела, независимо от его исхода.
Если клиент оплатил франшизу, то ему необходимо обратиться в Ингосстрах в течение 7 календарных суток после ЧП с авто. К заявлению нужно приложить тот же пакет документов, что и для страховой компании. После этого организация будет проводить все действия по восстановлению машины за свой счет или перечислит средства СК.
Важно! Во всех случаях мероприятия по рассмотрению обращения и возмещению ущерба должны быть закончены на протяжении 90 дней. После этого можно обращаться в ОПЗПП или в суд.
Что делать, если вам отказали в выплате

Правомерный отказ в оплате возможен, если имеют место следующие не страховые случаи по КАСКО:
- управление автомобилем производилось третьим лицом;
- отсутствие действующих прав;
- состояние опьянения шофера;
- прием препаратов, замедляющих реакцию;
- ошибки при эксплуатации авто;
- нарушение мер безопасности;
- самостоятельный ремонт узлов и механизмов;
- езда вне дорожной инфраструктуры.
Если страховщик необоснованно затягивает с выплатой, занижает ее сумму или отказывается возмещать ущерб, следует обращаться в суд. Целесообразно привлечь к делу опытного адвоката, хорошо разбирающегося в специфике этого направления юриспруденции.