Российское законодательство устанавливает всеобщий характер действия системы обязательных социальных страховок, обеспечивающей необходимые меры поддержки граждан. В предлагаемом материале рассматриваются плательщики страховых взносов, с учетом того, кто является данными лицами, их разделения на типы и категории, прочих сопутствующих вопросов.
Плательщики страховых взносов — кто это
Прежде всего, важно определиться, кто платит страховые взносы.
По законодательным нормам, плательщиками обязательных страховых взносов являются юридические и физические лица, использующие наемный труд в рамках заключенных трудовых договоров и соглашений ГПД.
Кто является плательщиком страховых взносов
Необходимо детальнее разобраться с тем, кто причислен законодательными нормами к лицам, обязанным уплачивать взносы по социальному страхованию.
Тип плательщика
Действующий Налоговый кодекс в ст. 419 предусматривает, что из тех, кто является плательщиком взносов во внебюджетные страховые фонды социального характера, предполагается наличие таких лиц:
- российских и иностранных компаний, филиалов и представительств организаций, принадлежащих другим странам, созданных на российской территории;
- расположенных в пределах территории России обособленных отделов юридических лиц, которые самостоятельно оплачивают услуги нанятых граждан, из числа тех, кто обладает собственным расчетным счетом, оформляет отчетную документацию в государственные налоговые органы и характеризуется отдельным балансом;
- субъектов индивидуального предпринимательства из тех, кто занимается детективной или сельскохозяйственной деятельностью;
- граждан из тех, кто не является индивидуальным предпринимателем, но в собственных целях привлекает наемных работников (для выполнения работ по ремонту жилья, автотехники и пр.).
Это исчерпывающий перечень плательщиков страховых взносов из тех, кто определен законом.
Категории плательщиков
Учитывая типы плательщиков страховых взносов, законодательство различает такие категории тех, кто входит в число данных субъектов:
- тех, кто выплачивает взносы за нанятый персонал (включая привлеченных по договорам гражданско-правового характера);
- налогоплательщиков, не использующих наемный труд и платящих только за себя – индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан.
Для перечисленных лиц, являющихся плательщиками страховых взносов, предусмотрены такие отличия:
- в случае привлечения персонала, уплачиваемые взносы являются обязательными по всем позициям – в ПФР, ФСС и за ОМС;
- если плательщики признаются из тех, кто не использует наемный труд, плательщик освобождается от выплаты взносов в ФСС.
По этому принципу различается порядок уплаты страховых отчислений во внебюджетные фонды. Но взносы в Пенсионный фонд необходимо уплачивать всем, включая тех, кто привлекает наемный труд и обходится собственными силами.
Что облагается платежами по социальным страховкам
Необходимость внесения платежей по обязательным государственным страховкам предусмотрена в отношении таких объектов:
- выполняемых работ и оказываемых услуг по трудовым договорам и ГПД в отношении работников, нанятых на постоянной или временной основе;
- авторских заказов;
- по отчуждению авторского права на литературные и прочие произведения, обладающие материальной ценностью.
Из числа объектов начисления данных финансовых выплат внебюджетным фондам исключаются компенсации за ранее потраченные суммы, платежи по договорам купли-продажи и прочим, не связанным с выполнением работ или оказанием услуг.
В качестве базы рассчитываются все суммы, перечисленные по указанным выше объектам, с учетом дат, когда были переведены деньги.
Обязанности лиц, кто обязан уплачивать отчисления по социальным страховкам
Лица, являющиеся плательщиками страховых отчислений, наделены действующими законодательными нормами следующими обязанностями:
- вносить платежи с периодичностью и в размерах, которые являются обязательными по действующему НК РФ;
- вести учет по данным платежам, с расчетом предусмотренной нормативами базы;
- готовить и представлять в налоговые органы, закрепленные за определенной территорией, необходимую отчетную документацию;
- хранить отчетные документы в течение не менее шести предыдущих лет;
- сообщать в соответствующее подразделение налогового ведомства об изменении статуса плательщика отчислений;
- предоставлять другую информацию и осуществлять другие функции в границах, которые являются обязательными по нормам действующих законов.
Указанные в законодательстве признаки позволяют разграничить тех, кто является плательщиком взносов и определить необходимость внесения средств по предусмотренным внебюджетным фондам.