Государственная политика, правовое и законодательное регулирование предполагают оказание мер социальной поддержки гражданам, в силу различных причин нуждающимся в помощи. В предлагаемом материале рассматриваются виды страховых пенсий, с учетом причин для выплаты этих пособий, регулирования нормативными актами, правовых условий начисления по причине возраста, инвалидности и смерти кормильца.
Виды страховых пенсий
Российское законодательство предусматривает необходимость назначения пенсий в связи со следующими правовыми обстоятельствами:
- возрастом – достижением установленного законом ценза, достаточного для выплаты пособия;
- инвалидностью – состоянием здоровья, подтвержденным наличием соответствующих медицинских ограничений, с присвоением группы;
- смертью кормильца – лица, у которого иждивенец находился на содержании.
Перечисленные причины должны подтверждаться документально при обращении по поводу оформления в соответствующее отделение Пенсионного фонда РФ, с учетом правового регулирования.
Что такое страховая пенсия
Под страховой пенсией понимают денежную выплату, производимую с ежемесячной периодичностью, в целях возмещения заработка или любых других доходов, которые граждане получали в период активной трудоспособности, но утратили такую правовую возможность при наступлении причин, предусмотренных законодательными нормами и регулированием.
Страховую пенсию сопровождают фиксированной выплатой в виде твердой суммы по виду данного платежа, при условии ежегодного индексирования со стороны государства.
Это правовое понятие предполагает возможность гражданина получать пособие, размер которого зависит от заработанного в процессе трудовой деятельности стажа, на чем и построен принцип пенсионного страхования.
Законодательное регулирование пенсии
Законодательное регулирование страховых и прочих видов пенсий осуществляется с учетом следующих нормативных актов, зарегистрированных в качестве Федеральных законов:
- № 400-ФЗ, действующего с декабря 2013 года и регламентирующего вопросы назначения страховых пенсий;
- № 165-ФЗ, принятого в июле 1999 года и определяющего порядок функционирования государственной системы социального страхования обязательного характера;
- № 167-ФЗ, подписанного в декабре 2001 года и посвященного вопросам законодательного регулирования обязательного пенсионного страхования;
- № 27-ФЗ, утвержденного в апреле 1996 года и направленного на обеспечение функционирования системы ОПС.
Назначение страховых пособий возможно с учетом правовых требований, изложенных в нормах регулирования действующих законов. Пенсионное обеспечение назначается при условии соблюдения международных норм, с их приоритетом перед национальными нормативными актами.
Назначение и выплата страховых пенсий
С учетом порядка, предусмотренного правовым регулированием, страховые пенсии назначаются и выплачиваются соответствующими государственными органами – подразделениями Пенсионного фонда РФ, при условии соответствия претендентов на указанные пособия установленным требованиям.
Это связано с назначением соответствующей группы инвалидности или достижением установленных возрастных критериев.
В связи с инвалидностью
Пенсия, назначаемая по причине инвалидности, должна выплачиваться при наличии следующих правовых оснований:
- установления медицинской комиссией необходимости назначения первой, второй или третьей группы инвалидности, без учета условий, приведших к подобному положению вещей;
- если у претендента имеется достаточный страховой стаж, позволяющий получать пенсию в связи с инвалидностью.
Сама по себе инвалидность – не исчерпывающий правовой повод для назначения соответствующей страховой выплаты. Если показатель стажа недостаточен для предусмотренных законом требований, а уровень установленного нормативным регулированием количества отработанных лет не позволяет назначить страховую пенсию, гражданину положены социальные выплаты.
По старости
Кроме инвалидности, правовым поводом для начисления страховой пенсии может стать достижение установленного возрастного порога.
Возможность назначения пособия по возрасту предусмотрена при соответствии претендентов следующим условиям:
- для мужской половины населения – с 65 лет;
- для представительниц слабого пола – с 60 лет.
Обязательное условие – наличие производственного стажа не менее 15 лет. Для граждан, которым исполнится менее пяти лет от указанных выше возрастных отметок до окончания 2020 года, предусмотрена возможность начисления пособия на полгода раньше предписанных критериев.
При наличии страхового стажа, применительно к женщинам и мужчинам, соответственно в количестве отработанных 42 и 37 лет, возможно снижение возрастного ценза на два года.
Коэффициенты начисляют по отработанным годам, с учетом размера взносов, выплаченных работодателем из заработка будущего пенсионера.
Для оформления предусмотренных законом страховых платежей, претендентам необходимо обратиться в подразделение ПФР, с соответствующим комплектом документов, подтверждающим наличие установленных законом правовых оснований.
Действующая система пенсионного страхования направлена на обеспечение достойного уровня жизни граждан, по различным обстоятельствам лишенных возможности зарабатывать самостоятельно. Предусмотренные государством меры предполагают постоянное индексирование платежей, с учетом темпов инфляции. Но величина указанных платежей во многом зависит от общего уровня производства и дисциплинированности работодателей, поскольку сумма текущих перечислений определяется размером страховых взносов, выплачиваемых в ПФР РФ.