Покупка автомобиля – это дело, к которому нужно отнестись с полной ответственностью. Водитель должен обезопасить себя от непредвиденных ситуаций, которые встречаются при работе с недобросовестными продавцами. Для того, чтобы понимать, какой автомобиль покупается, имеются ли на его счету регистрационные ограничения, было ли ТС участником ДТП и для ознакомления с другой информацией используется база страховых компаний.
Что такое база страховых компаний по ДТП
В 2013 году в российской практике начала использоваться единая электронная страховая база. Она в цифровом варианте содержит данные об автомобилях и статистику их участия в дорожных происшествиях. Однако не все водители знают о существовании этого сервиса и его пользе. Многие страхователи, покупая полис ОСАГО, не понимают, как производится расчет стоимости страхования, от чего зависит коэффициент. При этом, на базе сведений из единой базы СК имеет право отказаться от заключения договора с конкретным лицом.
Кем и зачем была создана единая база по ДТП
Как сказано в нормах ФЗ «Об ОСАГО», который был введен на территории РФ весной 2002 года, каждый собственник транспортного средства имеет право на выбор страховой компании для обязательного страхования. Также у него есть возможность сменить СК при необходимости. Как показывает многолетняя практика, ушлые водители научились хитро пользоваться своими привилегиями. Они намеренно портили застрахованное имущество для получения денежной компенсации. Затем они подписывали договор с новой компанией и повторяли свою махинацию.
До введения Единой Базы ни одна организация не могла контролировать информацию об истории аварий заявителя, потому принимала решение о подписании договора на основании водительского стажа, а также технических характеристик самой машины.
После того, как была введена цифровая система, мошенничество стало встречаться реже, так как страховые компании и контрольные органы могли присматривать за водителями и выявлять недобросовестных клиентов. Для разработки базы был объявлен целый тендер. Государство искало исполнителя, который мог бы создать систему для отображения истории ДТП. В 2013 году РСА смогла завершить проект и ввести Базу в эксплуатацию.
Кто и как вводит информацию
Большая часть страховых компаний является частью РСА. Они обязаны выполнять общий регламент и добавлять в базу данные о возмещениях, ДТП с участием собственных клиентов. Также сотрудники СК добавляют сведения об автомобилях еще на этапе составления договора об ОСАГО.
Кроме организаций, библиотека пополняется при помощи службы ГИБДД. Каждая авария, данные о которой были обработаны, указывается в цифровой системе.
Стандартный алгоритм добавления сведений для обработки состоит из нескольких этапов:
- Обработка поступавшей информации о дорожном происшествии, отображение нюансов в карточке об аварии.
- Составление полноценной информационной справки об аварии.
- Отображение содержания этой карточки в единой цифровой библиотеке.
Согласно актуальному закону, все страховые компании должны работать совместно в дорожной полиции для формирования единого механизма учета. У них нет права скрывать информацию о клиенте – ни о характере повреждений, и об объеме компенсации и т.д.
Кто имеет право доступа к единой базе данных
Получить доступ к этой библиотеке могут все страховые организации, причем полностью бесплатно. Они могут в любой момент изучить историю транспортного средства, как часто оно фигурирует ДТП. Это необходимо для расчета базы стоимости полиса ОСАГО – коэффициента бонуса-малуса. Если машина часто фигурирует в разных авариях, лицо требует возмещения, то цена страхования увеличивается. Если у авто чистая история или водитель редко попадал в ДТП, то сумма заметно снижается. Это помогает страховым организациям минимизировать собственные риски и выделять аккуратных водителей, для которых можно предложить более выгодные условия обслуживания.
Владельцы авто не могут получить доступ к системе РСА. Однако, собственники машин все же могут онлайн просмотреть некоторые данные о ТС и полисе.
Например, открытой информацией считается:
- статус страхового полиса: его номер, номер авто;
- кто является страхователем по конкретному договору;
- стоимость страховки для конкретного лица (онлайн расчет коэффициентов для транспортного средства).
Если случается сбой в системе и СК не может получить всю информацию, то при подписании соглашения о страховке могут быть использованы данные, предоставленные самим клиентом. Однако обман потом все равно скроется, так как коэффициенты подвергаются регулярной перепроверке. В таком случае страхователь понесет материальную ответственность. Ему нужно будет компенсировать полную стоимость полиса. Также компания имеет право разорвать договор с лицом.
Какие данные из единой базы доступны страховщикам
Цифровая система становится удобным инструментом для быстрого получения нужных данных о транспортном средстве. Это необходимо, чтобы ускорить процесс выдачи ОСАГО и облегчить работу с клиентом. Также База упрощает схему выдачи компенсации при аварии.
К основной массе данных, которые регистрируются в библиотеке, относят:
- список всех страховых договоров, которые были заключены с начала 2011 года и по сегодняшний день;
- перечень всех авто, принадлежащих конкретному лицу и зарегистрированных на территории страны;
- информацию о собственнике ТС;
- сведения о всех ДТП и случаях выплаты компенсации;
- информацию о всех сделках с автомобилем (продажа, купля и др.).
Эти данные постоянно обновляются и используются страховыми компаниями. При запуске системы в 2013 году каждому водителю был выдан 3 класс аварийности, потому для всех лиц на тот момент коэффициент бонуса-малуса был равен единице. В дальнейшем он менялся на основе истории о ДТП и стал отличаться у разных лиц.
Если на протяжении 10 лет водитель не фигурирует ни в одном происшествии, то в конце этого периода ему присваивается высший класс безопасности. Это позволяет получить скидку в 50% при покупке страхового полиса. По схеме, за каждый новый класс безаварийности предлагается бонус в размере 5% от регламентированной стоимости ОСАГО.
Однако, если водитель попадает в аварию, то предложение аннулируется. Например, если у лица был 8 класс безопасности, то всего единственное ДТП спустит его до 6 класса. При этом, стоимость полиса увеличится в 1,5 раза. Вернуть изначальную скидку можно, если водитель больше не будет попадать в ДТП в течение 2 и более лет.
Лицо, которое в течение года становится участником аварии 3 или более раз, являясь зачинщиком происшествий, получает наивысший класс опасности. В таком случае, стоимость полиса для него повышается в 2,5 раза от изначального. Также в отношении коэффициентов вводится ограничения: цена ОСАГО не может вырасти более чем в 3 раза от базового тарифа.