Полис ОСАГО защищает от расходов на ремонт в случае ДТП. Если виновником становится страхователь, то возмещением ущерба пострадавшей стороне займется СК. Свое транспортное средство придется ремонтировать за личные средства, если дополнительно не приобретен полис КАСКО. В некоторых случаях приходится предъявлять иск к страховой компании по ОСАГО.
Когда нужно обращаться в суд
Если СК отказывается выплатить возмещение, то это уже весомое основание, чтобы составить исковое заявление в суд на страховую компанию. Но для начала надо собрать полный комплект документов и провести независимую оценку у эксперта. О дате, времени и месте проведения экспертизы следует уведомить СК.
В заключении должен быть ответ на два вопроса:
- причиной каких повреждений стало ДТП;
- в какую сумму обойдется ремонт авто.
Перед тем, как подать в суд на страховую компанию, надо обязательно писать досудебную претензию. Эта процедура предусмотрена законодательством РФ, без нее исковое заявление о взыскании страхового возмещения не будет принято к производству.
Единой формы претензии для примера нет, документ составляется на усмотрение истца, главное – указать свои банковские реквизиты. Вместе с заключением эксперта претензия отправляется страховщику. В течение семи дней СК должна дать ответ или произвести выплату. Как правило, реакции на требования клиента нет. Но только после этого этапа можно думать, как подать иск на страховую компанию.
Еще одной причиной, из-за которой следует обращаться в суд, становится занижение размера компенсации. Законом установлен максимум – 400 тысяч рублей при тотале и 500 тысяч, если нанесен вред здоровью людей.
Если пострадал водитель или пассажиры, то границы выплат четко регламентированы:
- родные погибшего получают 475 тысяч;
- 25 тысяч – расходы на похороны.
Когда повреждения нанесены только ТС, то размер страховой выплаты определяется, исходя из оценки. Довольно часто поступают жалобы, что представители СК стараются занизить стоимость ремонта. Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендуется привлекать к оценке незаинтересованного эксперта.
Куда обращаться, если отказывают в выплате
Иск подается по адресу регистрации СК. Если размер возмещения больше 50 тысяч, то делом занимается районный суд, если менее – то мировой. Есть четыре варианта, кроме суда, куда можно подать заявление о взыскании страхового возмещения по ОСАГО:
- независимая экспертиза;
- страховая компания;
- союз автостраховщиков РФ;
- Центральный Банк России.
Эксперт незаинтересованной организации поможет правильно оценить нанесенный вред ТС. Его заключение позволит подать иск на страховую компанию и аргументировать свои претензии в суде. Эффективной мерой является жалоба в РСА – организация, контролирующая качество услуг.
Что можно получить по решению суда
За несоблюдение срока выплаты по ОСАГО установлена неустойка, в размере 1% за каждые сутки просрочки от суммы возмещения. Если оспаривается занижение, то процент начисляется на разницу между общим размером возмещения, назначенным решением суда, и выплаченной суммой.
Штрафная неустойка начисляется со следующего дня после даты принятого решения о взыскании суммы и до фактического исполнения обязательств. Пример: сумма компенсации – 100 тысяч, выплата просрочена на 30 дней. Штраф – тысяча рублей за сутки (1% от 100 тысяч) * 30 дней. Выходит 30 тысяч рублей неустойки + установленная сумма возмещения.
Как подать исковое заявление
Подготовка начинается с составления иска. В документе следует детально обозначить, какие пункты были нарушены страховщиком. Желательно указать ссылки на определенные законодательные акты. Собранные материалы копируются и прикладываются к заявлению. На само заседание истец приносит оригиналы.
На суде заявитель может аргументировать свои претензии всеми допустимыми способами: предъявлять видео доказательства, фото и документацию. Принятое решение могут обжаловать обе стороны, но в большинстве случаев, СК не отказывается исполнять судебный приговор.
Составление иска
Можно скачать здесь образец искового заявления, но в целом, документ составляется в произвольной форме. При этом содержание при подаче иска регулируется ГПК РФ ст. 131.
По закону, в документе должны содержаться:
- название организации, в которую направляется иск;
- личная информация об ответчике;
- суть претензии о взыскании суммы;
- основание для оспаривания, аргументированное нормативными актами, пунктами страхового договора;
- предъявляемые требования в виде рассчитанной суммы возмещения.
Документ составляет и подписывает страхователь, или представляющее его уполномоченное лицо.
Прилагаемые документы
Вместе с иском предъявляются:
- доказательство попытки досудебного решения спора (претензия к ответчику);
- если по обращению был получен отказ страховщика, то его нужно также приложить;
- договор с СК;
- ОСАГО;
- экспертное заключение по ДТП.
Госпошлина
Также надо приложить:
- оригиналы квитанций по оплате взносов по страховке;
- заключение работника ГИБДД с места аварии;
- подтверждение оплаты госпошлины.
Важно понимать, что затягивание процесса не выгодно для страхователя, так как каждый просроченный день повышает размер компенсации.
В какой срок будет принято решение
Заявление рассматривается по общим правилам, то есть, решение суд должен вынести в течение двух месяцев со дня подачи иска. Мировой суд назначает первое заседание до конца месяца с момента принятия заявления к производству.
Как оспорить судебное решение
Законодательство РФ позволяет подать апелляционные жалобы в суд следующей организации. Возражение составляется в письменном виде и обязательно должно включать данные о сути спора. На стадии обжалования дело снова изучается и все аргументы и доказательства тщательно проверяются. Орган, в который подается апелляция, оценивает степень законности вынесенного решения.
Рекомендации по взысканию
По закону автогражданки, страховая компания имеет право отказать клиенту в выплате возмещения в ряде случаев:
- Если у СК нет оснований для перечисления финансов по причине отсутствия доказательств, что имел место факт ДТП или сведений относительно повреждений ТС. Такое случается, если водитель избавился от автомобиля или быстро восстановил его после аварии.
- Если полис на момент ДТП был недействительным, то компенсация также будет невыплаченной.
- Если владелец ТС не уведомил компанию о случившейся аварии, то невыплата также будет обоснованной.
- Правомерным будет отказ при попытках получить моральный ущерб или упущенную выгоду.
Когда водитель застрахованного авто стал инициатором нанесенного ущерба или является виновником произошедшей ситуации, отказ по претензии будет окончательным и оспариванию в суде не подлежит. Средства не будут выплачены, если вред причинённый имуществу или здоровью пешеходов или пассажиров попадает под другой вид страхования. Во всех прочих случаях, страховое возмещение должно быть выплачено потерпевшей стороне.
Достаточно частым случаем становится затягивание сроков страховой выплаты. По закону, решение по заявлению страхователя СК должна принять в течение двадцати дней (если случай стандартный) и 30 дней – если автомобиль ремонтируется с согласия страховой у определенного мастера. При определении срока не берутся в расчет праздники и выходные дни. В среднем, средства должны поступить на счет заявителя через месяц. Или в этот срок он должен получить письменный отказ в выплате с обоснованием и аргументами.