Как и сотни лет назад, так и в наши дни перевозки грузов и людей осуществляются по водным путям. По рекам, морям и океанам перемещаются тысячи суден, оказывающих огромное влияние на развитие мировой экономики. Данный вид деятельности сопряжен с довольно большими рисками, связанными в повреждением, утратой товара, так и гибелью самого корабля. Исходя из этого, страхование водного транспорта является действенным способом для перевозчиков компенсировать потенциальные убытки и избежать банкротства.
- Субъекты и объекты водного страхования
- Территория действия договора страхования водного транспорта
- Срок страхования водного транспорта
- Как работает страховая защита
- Дополнительная страховая защита
- Страховые риски для водного транспорта
- Исключения из ответственности страховщика водного транспорта
- Видео по теме статьи
Субъекты и объекты водного страхования
Средства передвижения по воде считаются одним из самых безопасных. Они позволяют недорого, относительно быстро перемещать большие объемы самой разнообразной продукции и людей на большие расстояния. Однако, последствия аварийных ситуаций могут стать катастрофичными, невозвратными и непоправимые. Страхование средств водного транспорта позволяет логистическим компаниям если не избежать подобных рисков, то свести их последствия к минимуму или покрыть полностью.
В данной сфере бизнеса присутствуют субъекты и объекты:
К числу субъектов относятся:
- Страхователь. Им может быть любое физическое, юридическое лицо, владеющее транспортным средством на правах полной собственности, аренды, лизинга. В качестве интереса защиты рассматривается само движимое имущество, а также ответственность перед третьими лицами с его возможным участием. В обязательном порядке судно должно быть оформлено в любом признанном в РФ реестре.
- Страховщик. Таковым является компания, имеющая все соответствующие для подобной деятельности реквизиты. К ним относится уставной фонд, достаточные для выплат средства на счету и действующая лицензия от Центрального банка.
В качестве объекта страхования рассматривается:
- Водное транспортное средство. Самоходные суда, паромы и баржи. Речь идет о корпусе, а именно о его форме и целостности.
- Силовая установка, приводящая в движение валы, винты и водометы.
- Вспомогательные механизмы, используемые для перемещения грузов, манипуляций с крышками трюмов и люков.
- Такелаж, предназначенный для обеспечения выполнением судном своих задач по назначению.
- Аварийные средства — шлюпки, катера, плоты, установленные официальными предприятиями, отвечавшими за комплектацию судна в соответствии с правилами судоходства.
Территория действия договора страхования водного транспорта
Особенностью заключения страховых договоров относительно средств передвижения по воде является определения географической сферы их действия. Обусловливается это условие тем, что каждый водоем имеет свои свойства и присущие ему опасностью.
Так, в полисах могут указываться такие условия относительно территории их действия:
- Верфь. Еще на этом этапе, пока судно еще не создано, закладываются основы его безопасности. Защите подлежат конструкционные детали и сам факт схода в воду техники. Закладываются риски пожара, затопления и механического повреждения.
- Рейс. Указывается акватории портов, маршрут следования и географические коридоры возможного отклонения из-за ошибок в навигации и погодных условий.
- Район плавания. Здесь речь идет о транспортных средствах, совершающих единичные или постоянные рейсы в пределах реки, озера, моря или части океана. Область ограничена точными географическими координатами.
Если клиент заранее, до наступления рисковой ситуации, информирует страховщика об отклонении от маршрута, то этот не является нарушением условия договора. При этом, для таких случаев должны быть уважительные основания.
Срок страхования водного транспорта
Время действия договоров определяется особенностями предстоящей эксплуатации водного транспортного средства.
Здесь могут быть такие варианты:
- Долгосрочное. Составляется на срок от одного года с автоматическим пролонгированием при отсутствии отказов и внесении взносов.
- Годовое. Это мировой стандарт, когда страхователи являются постоянными игроками на рынке. Цикл ограничивается по причине оставления заказчику простора для изменения условий соглашения или его внезапного прекращения.
- Разовое. Делается на один рейс, когда по прибытие а пункт назначением возникает необходимость заключения нового договора, соответствующего условиям законодательства страны пребывания.
Как работает страховая защита
Страховая защита строится по принципу прохождения нескольких обязательных этапов, присущих данному процессу в рамках действующего законодательства.
Последовательность его процедуры следующая:
- Формирование заказчиком своих требований относительно условий эксплуатации судна и возможных рисков. Составление заявление на приобретение услуг страховой компании.
- Осмотр объекта специалистами, проведение описи, оценки, определение франшизы и лимита ответственности.
- Принятие заявления о страховом случае, организация экспертизы. Составление плана проведения спасательных и ремонтных работ.
- Перечисление суммы. Принятие мер по выполнению своей части договора.
Дополнительная страховая защита
Кроме стандартных условий страхователь может включить в договор такие дополнительные пункты защиты:
- погрузка и разгрузка;
- проведение ходовых испытаний;
- участие в соревнованиях;
- повреждение или уничтожение дополнительного, нештатного имущества;
- транспортировка и буксировка;
- техногенные и природные катастрофы;
- войны, теракты, народные волнения;
- хищение оставшегося без охраны судна.
Страховые риски для водного транспорта
При страховании водного транспорта могут быть рассмотрены такие риски:
- гражданская ответственность перед третьими участниками;
- убытки от простоя;
- гибель судна;
- повреждение и неисправность;
- спасательные работы;
- проблемы с грузом;
- вред пассажирам;
- загрязнение окружающей среды;
- удаление затонувшего судна.
Исключения из ответственности страховщика водного транспорта
Не подлежат оплате следующие события:
- порча не указанного в полисе имущества и дополнительного оборудования;
- продовольствие, топливо, расходные материалы;
- естественный износ и старение;
- несоответствующие договору условия эксплуатации;
- воздействие радиации;
- управление судном не имеющими на это право лицами;
- причины ситуаций из-за состояния опьянения;
- повреждения из-за использования нештатных средств;
- вмешательство правоохранительных органов.
Все подобные случаи должны быть прописаны в договоре и одобрены его сторонами.
Таким образом, страхование водного транспорта является важной частью экономики и финансовой системы государства.