Вступивший в силу в 2003 году ФЗ № 40 «Про ОСАГО» регламентирует обязанность водителей всех транспортных самоходных средств страховать свою гражданскую ответственность. Езда без полиса является нарушением, за это полагается штраф, причем количество взысканий за один рейс не ограничено. Исходя из этого, все автолюбители и профессионалы заинтересованы в своевременном приобретении и продлении страховки. Но, с каждым годом это сделать становится все проблематичнее, а тут еще добавилась такая проблема, как подорожание ОСАГО. Практически у всех водителей возник вполне понятный вопрос, почему ОСАГО дороже, чем в прошлом, году. Ответы на него есть и вполне обоснованные сложившейся в данном сегменте рынка ситуацией.
Почему страховка дороже чем в прошлом году
Действующие сегодня страховые лимиты за ущерб технике, жизни и здоровью людей не всегда покрывают фактический ущерб, но довольно чувствительны для компаний. Тут еще нужно учесть, что количество машин на дорогах значительно возросло, они стали дороже и мощнее. Соответственно и поползла вверх статистика аварийности.
По итогам 2020 года направление ОСАГО принесло страховщикам суммарный убыток 15 млрд. руб. Не удивительно, что многие компании или снижают количество продаж полисов автогражданки, или вообще аннулируют такую лицензию. Вполне объяснимо, что страховка подорожала, как реакция на неблагоприятную финансовую ситуацию.
Повышение стоимости ОСАГО назревало давно, еще с 2014 года, когда в разы была повышена сумма выплат по ДТП. Некогда перспективное и прибыльное направление стало невыгодным, а многие водители сегодня испытывают серьезные затруднения с автострахованием. Как результат — полуторное увеличение количества штрафов за езду без полиса. И это только одна сторона проблемы. Исчезает гарантия материального возмещения за причиненный ущерб, а это уже совсем другой масштаб. Поэтому, чтобы повысить интерес и заинтересованность компаний в этой сфере, на правительственном уровне было принято решение о повышении некоторых тарифов, влияющих на конечную стоимость продукта.
Чем регламентированы изменения
В сфере автострахования повышение ОСАГО было обосновано необходимостью стабилизации ситуации, как в плане прибыльности компаний, так и упрощения процесса продаж полисов. Регламентирование новых коэффициентов находится в компетенции Центрального банка. Нововведения прописаны в распоряжении № 5000-У, которое получило одобрение Министерства юстиции. Компаниям даны более расширенные права в отношении формирования цен на свою продукцию. Изменения касаются всех категорий водителей и транспортных средств.
Как изменится тариф
Ответ на почему ОСАГО дороже, чем в прошлом году, в основном зависит от увеличения размера базового тарифа. Это основа, к которой применяются все действующие в данном направлении повышающие и понижающие коэффициенты. Базовые ставки изменились на 20% в каждую сторону. Подразумевалось, что компании будут применять максимальные размеры к нарушителям и потенциально опасным в плане ДТП клиентам. Одновременно низкими ставками можно привлечь аккуратных и законопослушных клиентов, практикующих исключительно безопасную езду. Это в теории. Как показала практика, практически все организации выбрали высшую ставку и закрепили ее в РСА. Данное решение вполне понятно, так как водителям все равно некуда деваться. При размере штрафов 800 рублей, они могут облегчить свой кошелек на несколько тысяч, если их станет останавливать каждый патруль на дороге.
Как изменится расчет по возрасту и стажу
Статистика показывает, что опытные водители с длительным стажем вождения попадают в аварии очень и очень редко. Этого нельзя сказать о начинающих автолюбителях. В этом направлении компаниям дано некоторое облегчение. Коэффициенты увеличились ненамного, но в больших масштабах сумма получается внушительная. И это одна из причин, почему ОСАГО дороже, чем в прошлом году, 2019 и 2018.
Так, что касается возраста, то за условную единицу (К 1,0) берется 30 лет, но при условии наличия стажа не меньше 3 лет. Для старших людей применяется уже 0,96,а кому за 59 лет — 0,93. За каждый год от 30 лет прибавляется по 4%. Аналогичная картина и с опытом вождения. К новичкам применяется множитель 1.87 (ранее было 1,80). Каждый год он снижается и после 3 лет становится 1,0.
На сколько подорожал страховой полис
Было повышение ОСАГО или нет, многие даже не знают и не задумываются, особенно в Москве с ее высоким уровнем жизни. Несколько изменилось теперь и правило расчета КБМ. Теперь при его определении используются не только страховые случаи и происшествия, но и все зарегистрированные нарушения на дороге. К таковым относятся превышения скорости, проезд на красный цвет, пересечение сплошной, нарушение правил обгона, остановки и стоянки. Автоматическая система фиксации передает данные на портал РСА, который служит источником информации при оформлении полиса.
Таким образом, даже небольшое, по меркам водителя, нарушение будет стоить ему 5% скидки, на которую он мог бы рассчитывать в следующем году. Пересмотр КБМ проводится ежегодно по состоянию на 1 апреля.
Если рассматривать по категориям техники, то только по базовым ставкам повышение ОСАГО составило для легковых машин:
- частных — 824 руб;
- такси — 1230 руб;
- служебных — 176 руб;
Для грузовиков и автобусов увеличение тарифа составило 840 руб.
Инструкция по расчету стоимости полиса ОСАГО
Независимо от того, на сколько подорожал страховой полис, расчет его стоимости производится по единой для всех компаний методике. Размер всех поправок одинаковый, операторы могут только варьировать показателями тарифного коридора. Плюс системы в том, что она исключает какую-либо предвзятость. Единственно, с чем приходится сталкиваться автолюбителям — это нежеланием организаций продавать им полис. Особо это касается тех, у кого самый высокий КБМ и множество различных нарушений ПДД. Такие люди представляют собой потенциальный страховой случай и большие выплаты.
В остальном, расчет стоимости является результатом умножения базовой ставки на такие коэффициенты:
- бонус-малус;
- территориальный;
- тип транспортного средства;
- мощность двигателя;
- год выпуска техники;
- количество вписанных в полис людей;
- возраст;
- стаж за рулем;
- аккуратность вождения.
Прогноз стоимости ОСАГО на 2021 год
Если до нововведений средняя цена полиса на частный легковой автомобиль составляла 5 000-7 000 рублей, то когда вступят в силу изменения, она вырастет до 11 000-13 000 рублей. В расчет не берутся водители с опытом и КБМ 0,5, а также злостные нарушители на мощном джипе с максимальным территориальным множителем. В первом случаe договор обойдется в 6 000-8 000 рублей, а во втором можно заплатить до 70 000 рублей.
Таким образом, ОСАГО если и подорожало, только для отдельных категорий автолюбителей. В любом случае, разница составит всего несколько штрафов за езду без полиса.