В соответствии с действующим законодательством, автострахование гражданской ответственности является обязательным условием для управления транспортным средством на дорогах общего пользования. Отсутствие этого документа является нарушением, за которое предусмотрена материальная ответственность. Более того, отказ в ОСАГО делает невозможным процедуру покупки новой машины в салоне. Вполне понятно, что если страховая компания отказывает в оформлении ОСАГО, у нее для этого должны быть серьезные основания. Чтобы выйти без потерь из подобной ситуации, владелец автомобиля должен хорошо знать свои юридические права и уметь ими грамотно пользоваться.
- Может ли страховая компания отказать в страховании авто по ОСАГО
- Какие могут быть причины отказа в оформлении автогражданки
- Что делать, если отказали в заключении договора ОСАГО
- Как подать жалобу на страховую компанию
- Куда жаловаться на отказ
- Как составить жалобу
- Какие документы необходимы приложить
- Как заставить СК оформить ОСАГО
- Какая ответственность грозит организации за нарушение закона
- Что предпринять, если нет времени на оспаривание отказа
- Видеофайлы
Может ли страховая компания отказать в страховании авто по ОСАГО
В соответствии с Законом «Об ОСАГО» № 40-ФЗ от 24.04.2002, предусмотрена обязательная компенсация понесенного ущерба для водителей, пострадавших по вине третьих лиц, являющихся участниками дорожного движения. Основанием для выплат является полис ОСАГО, который должен быть у виновника ДТП.
Идея хорошая и полезная, учитывая сложную дорожную обстановку и категорическое нежелание россиян соблюдать ПДД. Однако, как показывает практика, большинство СК используют все возможности, чтобы не ввязываться в эту деятельность. Страховщики вполне объективно считают, что она является убыточной, так как количество аварий неуклонно растет, транспортные средства и запчасти к ним дорожают, а действующие тарифы не соответствуют расходам компаний. Усугубляет ситуацию и то, что водители в своем большинстве пересаживаются на новые и дорогие иномарки. А это, в свою очередь, приводит к увеличению расходов на страховые выплаты. Поскольку отказ в выдаче ОСАГО является незаконным, то граждане пишут жалобы в контролирующие органы. Чтобы не выполнять их предписания, многие компании отказываются от торговли полисами гражданской ответственности, а если это не получается, закрываются полностью.
Какие могут быть причины отказа в оформлении автогражданки
Ответом на вопрос, почему страховая компания отказывает в страховании автомобиля, может стать статистика. Так, согласно имеющимся данным, только по пяти регионам России сумма выплат по ОСАГО составила 90% от дохода организации. А в одной области даже превысила порог прибыльности и достигла 108%. В антимонопольном комитете за 2018 год зафиксировано более 2000 обращений граждан о том, что СК отказалась страховать их авто. После передачи дел в суд, по всем были вынесены решения в пользу автомобилистов.
Больше всего нарушений было зарегистрировано в таких компаниях:
- Ренессанс;
- ВТБ;
- Росгосстрах;
- АльфаСтрахование;
- Альянс;
- РЕСО-гарантия;
- Цюрих;
- СОГАЗ;
- АСКО;
- УралСиб.
Помимо того, что СК не хотят продавать полис ОСАГО, они навязывают клиентам услугу застраховать свою жизнь, недвижимость, банковскую карту, чтобы хоть как-то покрыть свои возможные убытки. Это тоже является незаконным, так как согласно законодательству, услуга не может быть навязана или быть условием приобретения продукта.
Косвенные причины отказа в страховке ОСАГО следующие:
- введение единой системы, по которой рассчитываются убытки;
- увеличение страхового покрытия до 400 тыс.рублей;
- включение ОСАГО в список услуг, подпадающих под действие закона о защите прав потребителей;
- рост цен на ремонт импортных автомобилей и запчастей для них.
Когда агенты отказывают оформить страховку, то в большинстве случаев клиентам дают такие ответы:
- пропала электронная связь с порталом РСА;
- закончились бланки для оформления полисов;
- вот-вот должны спустить новые тарифы;
- транспортное средство не представлено для проведения техосмотра;
- не все документы приложены к заявлению;
- необходимо проверить некоторые данные;
- отрицательный КБМ.
Как уменьшить КБМ по ОСАГО, можно прочитать здесь.
Что делать, если отказали в заключении договора ОСАГО
Получив отказ в ОСАГО, большинство клиентов не знают, куда жаловаться и что делать дальше. Для начала, нужно попробовать разобраться с ситуацией на месте.
Сначала следует выполнить все требования сотрудника компании, даже если человек с ними не согласен:
- переделать документы;
- пригнать на осмотр транспортное средство;
- дождаться, пока не появится связь или будут проверены данные.
Если агент продолжает проявлять упорство и снова отказал в оформлении страховки, то следует при свидетелях потребовать письменное обоснование такого решения. Когда и это не помогает, можно поговорить с начальником отделения и предупредить его о том, что компания нарушает ч. 1 ст. 4 № 40-ФЗ от 24.04.2002 и п. 2 статьи 16 ФЗ РФ 2300-1. Вполне вероятно, что руководитель не захочет связываться с юридически подготовленным клиентом и все-таки выполнит свои обязанности.
В тех случаях, когда сотрудники СК продолжают отказывать клиенту и не страхуют его авто, нужно подавать претензию. Она подается на имя ее руководителя в письменном виде. Необходимо сделать копию, которая послужит основанием для подачи иска в суд при отрицательном решении.
Как подать жалобу на страховую компанию
Задавать вопрос, может ли страховая компания отказать в страховании ОСАГО, необходимо в письменном виде. При этом, документ должен быть зарегистрирован в принимающем органе или на почте, если направление осуществляется таким способом. Предъявлять в качестве обвинения следует только факты, изложенные на бумаге. Устные доводы никто слушать не будет. Поэтому, рекомендуется собрать свидетельские показания и объяснения работников страховой компании о причине отказа. Не помешает видеозапись, сделанная одним из присутствующих.
Куда жаловаться на отказ
После написания жалобы и ее подкрепления подтверждающими факт отказа документами, ее нужно отправить на адрес одного из органов, осуществляющих надзор за страховыми компаниями.
Варианты следующие:
- районный суд;
- городская прокуратура;
- центральный офис РСА;
- региональное отделение Центробанка РФ.
После передачи документов, заявителю не нужно будет посещать эти инстанции и участвовать в каких-либо мероприятиях. Результат разбирательства он получит по почте. Минус в том, что страховая компания получит штраф, но он достанется не истцу, а бюджету государства. Гражданину все равно придется и дальше решать свои проблемы самостоятельно.
Как составить жалобу
Жалоба пишется от руки или набирается на компьютере, оба варианта имеют одинаковую юридическую силу. При наличии электронной подписи, ее можно отправить на адрес одной из надзирающих структур.
В документе нужно изложить следующую информацию:
- свои паспортные данные, номер мобильного телефона и домашний адрес;
- дата и время обращения в страховую компанию, цель посещения;
- Ф.И.О. сотрудника, который отказался оформить полис ОСАГО и руководителя СК, если он тоже участвовал в переговорах;
- мотивы, по которым договор не был составлен;
- принятые со стороны клиента меры по восстановлению справедливости и законности;
- ходатайство о привлечении должностных лиц и саму компанию к ответственности;
- список прилагаемых к жалобе документов.
- дата, подпись, фамилия.
Какие документы необходимы приложить
К претензии, заявлению или жалобе на неправомерные действия сотрудников страховой компании относительно отказа в продаже ОСАГО необходимо приложить подтверждающие свидетельства.
Рекомендуемый минимум документов:
- заявление на оформление полиса ОСАГО с отметкой о его принятии и регистрацией (образец);
- письменный отказ СК (если его удалось получить);
- показания свидетелей.
Зафиксировать отказ можно на свой мобильный телефон. При начале видеосъемки или аудиозаписи необходимо громко и внятно предупредить должностное лицо о своих намерениях. Затем сказать, что предупреждение сделано и начинается запись. Такие материалы принимаются к рассмотрению в правоохранительных инстанциях, так как они получены законным способом.
Как заставить СК оформить ОСАГО
Заставить организацию заключить потенциально невыгодный для себя контракт довольно сложно. В таком деле нельзя надеяться на уговоры и не стоит пытаться разжалобить должностных лиц. Действовать нужно с позиции закона, так как только возможные санкции могут заставить людей выполнять свои обязанности.
Возможные варианты действий следующие:
- звонок на горячую линию РСА, суда, прокуратуры или антимонопольного комитета;
- привлечь других клиентов, своих знакомых и родственников в качестве свидетелей, предъявить их показания руководству отделения в качестве аргументов;
- обратиться в главный офис страховой компании.
Какая ответственность грозит организации за нарушение закона
В соответствии с положениями КоАП РФ, отказ гражданам в страховании без законных оснований является административным правонарушением. Также, неправомерным считается навязывание дополнительного продукта, как условие приобретения основного. За подобные действия компании могут получить штраф.
Что предпринять, если нет времени на оспаривание отказа
Если отказали в ОСАГО и нет времени, нужно быстро придумать, что делать в такой ситуации. Первый вариант заключается в покупке дополнительного, но отдельного полиса. От него можно без последствий отказаться на протяжении 14 дней в период охлаждения. Другое решение состоит в покупке электронной страховки. Для этого нужно иметь подключенный в телефоне интернет и деньги на счету. После оплаты и получения файла остается распечатать документ и спокойно садиться за руль.