Существует множество способов перевозки самых разнообразных грузов — по воде, воздуху, автомобильным и железным дорогам. Каждый из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Использование самолетов и вертолетов наиболее рискованно, а потому, страхование воздушного транспорта является обязательным условием сотрудничества со всеми категориями перевозчиков данного направления. Также, это правило распространяется и на средства передвижения по воде, так как и они подвергаются многочисленным опасностям в процессе эксплуатации.
Условия страхования
Современная экономика не может существовать без интенсивного перемещения людей и продукции производства множества отраслей промышленности. В этих отношениях участвуют частные лица, различные предприниматели, организации всех форм собственности. При этом, условия сотрудничества строятся на добровольных основаниях, но жестко регламентируются российским законодательством и международными договорами.
Существуют следующие правила страхования транспортных средств:
- Наличие у перевозчика лицензии и сертификата на перевозку того или иного имущества.
- Соответствие грузовой техники требованиям относительно возможности размещения и перемещения определенных материальных ценностей или людей.
- Право заинтересованных лиц осмотреть объекты с целью реальной оценки уровня рисков, связанных с возможной транспортировкой.
- Возможность заключения соглашений на длительный срок или только на период разовой акции.
- Ограничение размера страховой суммы. Она не может быть больше фактической цены имущества на момент подписания соглашения.
- Четкое определение срока действия контракта. Прописывание даты и времени, но в обязательном порядке после уплаты определенной суммы. Если речь идет о полете или рейсе, то окончанием является их окончание после устранения всех сопутствующих рисков.
- Возможность применения франшизы в размере, согласованной между фигурантами сделки.
Воздушного транспорта
Страхование средств воздушного транспорта является одним из видов финансово-правовых отношений, при которых объектом гарантии компенсации являются материальная заинтересованность физических и юридических лиц, в пользу которых заключается соглашение. Его действие может охватывать разные территории и временные периоды, включать в себя единичные или множественные риски.
По сути контракт представляет собой обязательство страховщика возместить материальные убытки, связанные с повреждением, уничтожением, угоном летательного аппарата, а также нарушением рабочих характеристик его частей и механизмов. Страхователь определяет сам, что ему включить в договор — крылья, двигатели, шасси, обстановку салона или все судно в целом.
Водного
Средства передвижения по воде подвергаются различным опасностям не меньше, чем сухопутная и воздушная техника. Всевозможные риски могут осуществиться при стоянке, загрузке, плавании, во время обслуживания и ремонта. А потому, практически все владельцы водного транспорта прибегают к услуге добровольного страхования (КАСКО). Здесь под защиту, а соответственно под обязанность выплаты компенсации, подпадает имущественный интерес, связанный с возможностью наступления страховых случаев в процессе использования судна, сопровождающихся его исчезновением, уничтожением, а также повреждением.
Субъекты и объекты страхования
В страховании транспортных средств всегда присутствуют следующие стороны:
- Государство в лице законодательных, исполнительных и контролирующих органов. Выполняет роль регулятора правоотношений между участниками сотрудничество.
- Страховщики. Имеющие лицензию на осуществление подобной деятельности структуры. В зависимости от формы называются компаниями, агентствами, обществами, фирмами.
- Страхователи. Физические лица, имеющие имущественные интересы по защите транспортных средств, находящихся в их пользовании на правах собственности, лизинга, аренды.
Под объектами страхования понимаются:
- все разрешенные типы средств воздухоплавания и передвижения по воде, как с мотором, так и буксируемые;
- оборудование, узлы и механизмы, расположенные на корпусе судна, предусмотренные производителем или закрепленные по отдельным разрешениям;
- профессиональная и гражданская ответственность за ущерб, нанесенный транспортным средством третьим лицам, их имуществу и окружающей среде.
В зону покрытия могут входить такие ситуации:
- отход от стоянки;
- выполнение рулежных маневров;
- взлет и посадка;
- воздействие погодных условий;
- столкновение с другими объектами;
- непосредственно рейс;
- проведение погрузки, разгрузки, посадки, высадки, заправки;
- выполнение регламентных работ по ремонту и обслуживанию оборудования;
- транспортировка независимо от места и расстояния.
Варианты страхования
В деле страхования водного и воздушного транспорта применяются такие варианты заключения соглашений:
- Только от полной гибели. Подразумевается уничтожение по любым причинам, исчезновение, а также повреждения более 75% техники, когда ее восстановление финансово убыточно. Выплаты в таких случаях проводятся в полном размере лимита или оценочной стоимости.
- От всех рисков. В таких типах соглашений помимо случаев конструктивной и полной гибели техники добавляются мелкие, средние и крупные поломки, при которых транспортное средство подлежит восстановлению.
Порядок оформления договора
Процедура оформления соглашения стандартна, проводится в соответствии с действующим законодательством. Во всех случаях она начинается с момента приема и рассмотрения заявления потенциального клиента. Если услуги компании являются публичной офертой, то она обязана предоставить услугу в соответствии с анонсированными правилами и тарифами. После выполнения определенного перечня формальностей клиент вносит оговоренную сумму, и ему на руки выдается контракт, договор, соглашение или сертификат.
Тарифы и оплаты
Стоимость страховки определяется рядом факторов, определяющим степень опасности, которой будет подвергаться объект защиты. Тарифы определяются видом и классом судна, особенностями его эксплуатации.
В среднем цена, в зависимости от стоимости транспортного средства составляет:
- по самолетам — 1%-3%;
- по вертолетам — 2,5%-5%;
- ответственности авиаперевозчиков, — 0,03%;
- работников (членов экипажа) и пассажиров — 0,2%-3%.
Размер франшизы варьируется в пределах 5-30% в соответствии с условиями и ситуациями.
Невозмещаемые убытки
Не подлежат возмещению убытки, возникшие по следующим причинам:
- нарушение правил управления;
- использование в условиях и целях, не прописанных в договоре;
- осознанное превышение норм грузоподъемности;
- естественный износ оборудования;
- конструктивные ошибки производителя.
Также не подлежит компенсации недополученная прибыль, косвенные материальные потери клиента, возникшие в связи с происшествием.
Страхование средств водного и воздушного транспорта является обязательным условием современного бизнеса. Договор не спасет от проблем, но поможет в защите имущественных интересов.